September 1, 2023

Положение хадисов в Исламе /0

ПРЕДИСЛОВИЕ

Некоторые высказывания и утверждения становятся настолько общеизвестными, что люди начинают считать их "доказанным фактом", они становятся частью религии, и люди уже не испытывают больше необходимости их исследовать, чтобы установить истину. Такой подход не может быть одобрен даже при решении повседневных жизненных вопросов, не говоря уже о применении его к тем вопросам, которые имеют прямое отношение к Deen*1. Такой подход сопряжен с очень большим риском, поскольку, когда мы имеем дело с Deen, мы должны быть уверены, что это действительно относится к Deen. Спросите большинство мусульман, и они, без раздумий ответят, что Deen - это то что сказано в "Коране и Сунне*2". Нет никаких сомнений в том, что Коран - это Deen, поскольку Аллах объявил его Кодексом Deen (5:3, 6:115). Но вопрос в том, являются ли хадисы*3 также неотъемлемой частью Deen?

Именно над этим вопросом фонд "Tolu-e-Islam" предложил всем задуматься и поразмышлять. Tolu-e-Islam утверждаем, что если бы хадисы были частью Deen, то, подобно Корану, который посланник Аллаха ниспослал и сохранил для Уммы*4 , последний Посланник мог бы передать и заверенный сборник хадисов. Однако Посланник этого не сделал*5.

Возникает вопрос: "ПОЧЕМУ ОН ЭТОГО НЕ СДЕЛАЛ?"

Это был чисто интеллектуальный вопрос, имеющий отношение к Deen и направленный на установление фактов. Но, к сожалению, ортодоксальная мусульманская часть общества во всем мире не обладает даже такой терпимостью, чтобы обсуждать религиозные проблемы без участия своих эмоций. Поэтому вместо рациональных ответов они стали называть "Tolu-e-Islam" неверующим в хадисы, и объявили отступником. Но даже тогда "Tolu-e-Islam" отвечал на их возражения и неоднократно повторял свой вопрос. Так продолжается с 1938 года. В связи с этим была собрана информация о таком большом собрании хадисов, и со всех сторон стали поступать просьбы о том, чтобы все эти обсуждения были собраны в виде книги, и таким образом был составлен этот бесценный сборник.

Мы просим вас читать эту книгу с открытым, холодным и рациональным умом, без каких-либо предрассудков и оговорок. Прочитав и проанализировав ее, примете решения, исходя из того, что вам подсказывает ваше видение и разум. Давайте не будем забывать, что Deen это не личное дело каждого, Deen это вероустав, предложенный Кораном для блага всего человечества. Поэтому подумайте над этим вопросом со всей серьезностью и сосредоточенностью, которых он заслуживает, и надеемся, что истина раскроется перед вами.

Следует знать, что "Tolu-e-Islam" не относится к какой-либо секте и (упаси Аллах) не претендует на введение новой религии. Его цель и задача - представить миру Deen в его истинном смысле и форме, как он представлен в Коране. В заключение мы молим Аллаха, чтобы эти усилия увенчались успехом.

7 декабря 1953 г.
Tolu-e-Islam
25 B, Гульберг-II, Лахор


*1 "Deen" - термин, используемый в Коране для обозначения исламского вероустава, подробности которого были даны через знамение последнему посланнику Аллаха Мухаммаду (мир ему). Подробнее об этом см. в книге "Ислам: Вызов религии", написанную Г.А. Парвезом. *2 Сунна - образ жизни, предписанный в качестве нормативного для мусульман на основе учения и практики Мухаммада, согласно хадисам и толкованиям Корана. *3 Таковы приписывания, предположительно связанные с Мухаммадом и собранные в различных книгах - Более подробная информация изложена в основном тексте. *4 "Умма" - это собирательный термин, используемый для обозначения мусульманской общины во всем мире. В Коране оно также используется для обозначения человечества. (Прим. ред.) *5 В Коране нет ничего, что касалось бы этого аспекта, или какого-либо указания посланнику оставить умме что-либо, кроме Корана.


ПРИМЕЧАНИЕ РЕДАКТОРА

Хадисы - это изречения, которые приписываются хазрату*8 Мухаммаду, последнему посланнику Аллаха. В этой книге рассматривается статус хадисов в исламе и их значение с точки зрения роли как дополнение к кораническому руководству. Среди мусульман считается общепризнанным, что Коран - это откровение Аллаха, и что его арабский текст полностью совпадает с изначально открытым последнему посланнику Мухаммаду, который затем передал его своим сподвижникам. Это послание предназначено для всего человечества и для всех времен. Но то же самое нельзя сказать о хадисах, хотя большинство мусульман считают их также частью Божественного руководства. Такая проблема в хадисах и их положения в исламе подробно рассматривается в данной книге с учетом ближнего происхождения хадисов из доступных источников, относящихся ко времени Мухаммада и его сподвижников и вплоть до настоящего времени.

Эта книга является переводом с урду "Muqam-i-Hadith"*9 , впервые опубликована организацией "Tolu-e-Islam" в 1953 г. в Лахоре (Пакистан). Перевод на английский язык был необходим как для мусульманских, так и для немусульманских читателей во всем мире, чтобы люди могли сами оценить положение хадисов в исламе.

Перевод на английский язык выполнен с максимальным приближением к оригинальному тексту на языке урду. Сноски добавлены для пояснения некоторых терминов и цитирования ссылок, использованных в оригинале книги.
Некоторые арабские и урду слова приведены с их английскими эквивалентами.
Аяты, цитируемые из Корана, приводятся в формате, например, (2:177), где 2 означает главу, а 177 - номер стиха. Сноски, добавленные редактором, помечены как (Ed).

Для того чтобы понимать эту книгу, важно понять значение Корана и его претензию на то, чтобы быть единственным источником руководства от Аллаха:

...Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам...(5:3)
Этот Коран не может быть сочинением кого-либо, кроме Аллаха. Он является подтверждением того, что было до него, и разъяснением Писания от Господа миров, в котором нет сомнения (10:37).
Неужели им не достаточно того, что Мы ниспослали тебе Писание, которое им читается? Воистину, в этом — милость и напоминание для верующих людей. (29:51)

Коран провозгласил, что цель сотворения человечества в том, чтобы каждый человек мог соблюдать ответственность за свои поступки и чтобы ни с кем не поступали несправедливо:

Аллах сотворил небеса и землю ради истины и для того, чтобы каждая душа получила воздаяние за то, что она приобрела, и с ними не поступят несправедливо. (45:22)

Книга основана на ряде статей, подготовленных по этой теме фондом "Tolu-e-Islam".

Книга состоит из 12 глав.
Главы 1-3 посвящены статусу, созданию и толкованию хадисов.
В главе 4 рассматриваются некоторые хадисы, касающиеся аспектов "временного брака", называемого мутъа.
В главе 6 приводятся некоторые примеры из книг хадисов, касающиеся обретения рая в будущем.
В главах 7 и 8 приведены некоторые мнения и цитаты известных религиозных ученых прошлого относительно хадисов.
В главах 9 и 10 рассматриваются аспекты хадисов, относящиеся к Корану и последнему посланнику.
В главе 11 приведены некоторые примеры хадисов с целью проиллюстрировать их позицию по отношению к решению повседневных проблем, стоящих перед человечеством.
Глава 12 посвящена вопросам, поднятым в письме одного из читателей, на которые даны подробные ответы.

В конце книги в Приложении 1 приводится список некоторых постоянных ценностей, взятых из Корана (со ссылками).
Пользуясь случаем, хочу также выразить благодарность за помощь, оказанную Шеразом Ахтером (Норвегия), Асифом Джалилем (Пакистан) и Хусейном Кайсрани (Tolue Islam Trust, Пакистан) в переводе, редактировании и публикации этой работы.

Наконец, если после прочтения этой книги у читателей возникнут какие-либо вопросы или замечания, они могут обратиться в "Tolu-e-Islam".

Данная работа является переводом, и поэтому ответственность за любые неясности в тексте на английском языке, отсутствующие в версии на языке урду, лежит на переводчике и редакторе, а не на авторах оригинала.

Эджаз Расул
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
Июнь 2016 г.


*6 Эта вводная информация об авторе взята из Википедии. *7 Подробное толкование Корана *8 Хазрат - используется как знак уважения к человеку. Авторы использовали его для обозначения всех сподвижников последнего посланника Аллаха в знак уважения. *9 Мукам-и-хадис - статус хадиса.