Почему Пророк запрещал хадисы
Распространенное представление о Пророческом запрете на хадисы
По общему мнению любителей хадисов, именно по причине запрета самого Пророка - не записывать ничего из его высказываний - мы не имеем ни одного авторитетного сборника хадисов во времена первых поколений мусульман.
Именно по этой причине нет также ни одного авторитетного сборника хадисов во времена первых четырех халифов, а также в период правления Омейядов и в начале правления Аббасидов.
Этот особый запрет, как видно, наглядно подтверждается историческими данными о том, что даже первые немногочисленные хадисы о словах и поступках, приписываемых Пророку, появились в письменном виде лишь во втором столетии (!) исламской истории.
А первый полный сборник хадисов, сборник Бухари, составленный по инициативе неараба, появился лишь спустя 250 (!) лет после смерти Пророка.
Итак, на вопрос "Почему Пророк запретил записывать хадисы?" как правило, отвечают: из-за опасения, что аяты Корана, еще не собранные единую в книгу, могут быть смешаны с его высказываниями.
Нас такой ответ не устраивает.
Коран называет себя Откровением, которое само себя разъясняет (6:105, 6:114, 10:37, 11:1, 17:41, 17:89, 18:54, 25:33, 29:51, 39:27, 75:19), детальное (6:38, 6:97, 6:98, 6:114-115, 10: 5, 10:37, 11:1, 12:111, 17:12, 17:41, 17:89, 18:54, 21:10, 30:28, 41:3), полное (4:82, 5:3, 6:38, 6:114-115, 18:27, 19:64, 21:10, 23:71, 29:51) и легкое для понимания (54:17, 54:22, 54:32, 54:40).
Тогда можно с уверенностью заключить, что Коран должен быть - как свидетельству самого Корана - единственным авторитетом Ислама (5:48-49; 5:101; 6:106, 6:112-115; 6:159; 7: 2-3; 9:31, 10:15; 11:1; 12:111; 16:89; 17:39; 17:46; 18:109; 19:64; 25:30; 27:6; 30:28; 33:38; 35:43; 36:2; 39:18-23; 41:3; 42:21; 45:6; 54:17, 22, 32, 40; 75:19).
Возможно ли, чтобы Посланник Аллаха, который передал Коран, сам не знал об этом важном кораническом положении ?
Однако, грубо нарушив это кораническое положение, сторонники хадисизма утверждают, что хадисы - это еще один божественный источник религии, и имеют авторитет наравне с Кораном.
Но если такова была позиция исходного ислама, то мы снова возвращаемся к вопросу: Почему мы читаем предания, записанные в нескольких сборниках хадисов, где Пророк запрещает записывать от него ничего, кроме Корана?
Можно сказать и по-другому: Если хадисы так важны, то почему даже хадисы запрещают хадисы?
Поскольку ответ самих хадиситов не удовлетворительный, мы продолжаем задавать неудобный для них вопрос: Почему сам Пророк запрещал записывать свои собственные высказывания?
Может ли его опасение, будто его же изречения могут смешаться с аятами Корана, быть достаточной причиной для этого?
Понятно, что ответ на этот вопрос - отрицательный.
Действительная причина, по которой Пророк запрещал хадисы
Коран подчеркивает уникальную способность человека передавать знания пером - посредством "письменных" записей (96:1-5) - и особо отмечает необходимость фиксировать на бумаге все важные сделки, например, взаимные контракты и финансовые соглашения, включая завещания и долги (2:240, 2:282, 24:33).
Тогда невозможно, чтобы Пророк, призывая записывать свои хадисы ручкой и бумагой, так строго запрещал их записывать, если они должны рассматриваться как еще один источник или авторитет Ислама.
Другими словами, невозможно, чтобы он, лишив своих последователей доступа к любым письменным хадисам, а значит, спровоцировал возможный рост бреши в их религиозном понимании, лишив все будущие поколения мусульман "важного источника" (?) Ислама.
Если бы он, таким образом, запретил записи половины источников религии, то тем самым нанес бы серьезный ущерб Исламу, в результате чего религия осталась бы искаженной и неполноценной.
Можно сказать, что если бы хадисы вообще должны были представлять собой какой-либо религиозный авторитет в Исламе, то Пророк непременно предписал бы их записывать в упорядоченной форме через своих сподвижников.
Это для того, чтобы предотвратить любые пропуски или искажения его слов при передаче из уст в уста и из поколения в поколение.
Это также для того, чтобы предотвратить появление бесконечного числа хадисов, которые в итоге загрязнили и исказили Ислам, привнеся в него многочисленные бидъа.
Как видно, Пророк запретил записывать свои высказывания - очевидно, перенос преданий на бумагу был далеко не его желанием, - поскольку прекрасно понимал, что человеческая природа, склонная к отождествлению себя с Богом через поклонение пророкам и известным личностям, способна таким образом порождать идолов, псевдорелигии и межрелигиозные разногласия.
Сегодня мы имеем возможность еще раз ясно оценить правомерность этого пророческого видения.
Заинтересованные читатели могут ознакомиться, например, с хадисами из "Сахиха Бухари", известного как самый достоверный сборник хадисов, и догадаться, почему Пророк полностью запретил записывать их.