quranonly
October 13, 2023

КРИТИКА ХАДИСОВ: С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КОРАНА  

Ниже мы вкратце изложим некоторые причины, по которым традиционное принятие хадисов в качестве авторитета в Исламе не согласуется с Кораном.

Коран описывает себя как единственный авторитет в Исламе

Когда речь заходит о вопросе божественного авторитета, Коран не одобряет и не имеет отношения ни к каким другим хадисам, а только к ахсан-аль-хадис ("наилучшему хадису"), то есть к Корану. Таким образом, единственный акцент Корана в этом отношении делается только на Коране, а не на каком-либо ином хадисе.

Как откровение, которое описывает себя как само себя разъясняющее, всесторонне детальное, полное, и с уроками, легко усваиваемыми, - Коран должен быть, согласно самому Корану, единственным авторитетом Ислама и единственным божественным источником закона.

Это объясняет, почему принятие так называемых вторичных авторитетов помимо Корана для определения божественной системы рассматривается Кораном как идолопоклонство или многобожие (6:19, 38; 6:112-114; 7:1-3; 7:185; 9:31; 12:111; 17:46; 25:31; 31:6; 39:18-23; 45:6; 69:38-47; 75:16-19; 77:50).

Коран разоблачает хадисы, негативно выделяя их именно словом "хадис"

Слово "хадис" имеет множество значений: высказывание, изречение, слово, речь, утверждение, повествование, рассказ, рассуждение, мнение, рассказ и т.д. В традиционном употреблении оно описывает изречения, приписываемые Пророку, или повествования о нём.

Слово "хадис" в Коране, с другой стороны, каждый раз, когда выступает для обозначения чего-либо помимо Корана - во всех 20 случаях - всегда используется в негативном смысле и с резким неодобрением *1.

Следовательно, это одно из основных утверждений относительно хадисов, повторяющееся в различных вариантах снова и снова на протяжении всего Корана:

Fabi-ayyi hadeethin ba'dahu yu'minun. 7:185, 77:50

НЕ ПРИНИМАЙТЕ НИКАКИХ ДРУГИХ ХАДИCОВ, кроме КОРАНА.

Коран не одобряет никакие другие хадисы, кроме Корана

Также интересно заметить, что слово "хадис" в Коране всякий раз, когда оно появляется для обозначения чего-либо помимо Корана, относится к сфабрикованным учениям, которые незаконно претендуют на божественный статус помимо Корана.

Таким образом, Коран неизменно использует именно слово "хадис" в аятах, которые категорически не одобряют любой хадис как соавтора наряду с Кораном.

Слово "хадис" в Коране всегда фигурирует вместе с осуждением Ширка

Интересно также заметить, что всякий раз, когда в Коране высказывается неодобрение всех "хадисов", кроме "хадисов Бога", то есть Корана (4:87), оно всегда присутствует в контексте, осуждающем ""Ширк" или ""сопричастие кого-либо с Богом"" - единственный непростительный грех в Исламе (4:48; ср. 4:116, 39:65, 6:88).

Любопытно, что хотя Коран, таким образом, разоблачает хадисы, выделяя негативно именно слово "хадис" (изречение, повествование), он выбирает это слово из десятков арабских слов, которые передают схожий смысл. Например, qawl (слово), khabar (сообщение, новость), hikma (мудрое изречение), athaar (учение, традиция) и так далее. Примечательно, это кораническое осуждение "хадисов" с использованием точного слова "хадис", произошло за много веков до того, как какое-либо из предполагаемых изречений Пророка или повествований о нём начало именоваться хадисом!

Слово "хадис" в Коране имеет особый смысл и назначение

Коран создаёт свой собственный лексикон, свою терминологию, придавая конкретным словам, выражениям, метафорам и притчам специфическое содержание и намерения в процессе интерактивного разъяснения.

Таким образом, некоторые термины и определения, используемые в Коране, имеют свои точные значения, которые часто выходят за рамки их народного толкования и не обязательно или не полностью соответствуют общепринятой лексике или более ранним записям. Эти точные значения не могут быть правильно поняты, если мы не читаем тексты контекстуально и целостно, не освобождая свой разум от оков традиций.

Теперь, если мы подумаем над всеми 20 случаями, когда Коран использует слово ""ХАДИС"" для обозначения чего-либо помимо Корана, мы обнаружим, что это слово на самом деле относится к рукотворным изречениям и повествованиям, которые имеют следующие особенности:

Это слухи - придуманные, переданные и собранные теми, "на кого спускаются дьяволы" (6:112; ср. 26:210-213, 221-226).

Они являются поддельными учениями, которые будут приняты и названы магометанами-многобожниками "хадисами" (7:185, 12:111; 31:6; 33:38; 35:43; 45:6; 52:34; 77:50).

Они представляют собой ""украшенную речь", вдохновлённую "наущением шайтана", где ложь красочно наряжается обманчивой полуправдой, чтобы ввести людей в заблуждение (6:68, 6:112).

Они выдают себя за другой божественный авторитет помимо Корана (например, 52:34, 4:87, 12:111) и за такую же истину, как Коран (39:18-23, 52:34, 4:87, 18:6, 77:50, 53:59).

Они являются "наущением шайтана", который пытается заглушить Коран (6:112; ср. 41:26-29, 33-36; 7:182, 185, 200-204; 16:98).

Они искажают и высмеивают подлинные послания Корана (6:68, 6:112; ср. 4:120, 140; 15:95; 31:6, 21), которые есть "иной хадис 6:68, 4:140", "хадис от Бога 4:87", "этот хадис 77:50, 18:6, 53:59, 56:81", "наилучший хадис 39:23", "неподражаемый хадис 52:34" и "не сфабрикованный хадис 12:111".

Они загрязняют разум, мешая понять Коран (56:79-82). Не следует слушать их (33:53), не следует делиться ими, сообщать или распространять их (66:3).

Они сфабрикованы, в отличие от Корана, который поэтому открыто дистанцируется от них (12:111) и оспаривает идею о том, что они необходимы в качестве дополнения Корану (45:6-9, 26:222).

Это беспочвенные повествования, которые будут " покупать" люди, чтобы сбивать других с пути Божьего и привносить в Ислам порчу (31:6). Естественно, от них нужно держаться подальше (4:140, 6:68).

Они будут деградировать мусульман и разделять их на секты (23:44-54, 34:19, 68:35-44, 7:182-194).

Короче говоря, слово "хадис", когда встречается в Коране для обозначения чего-либо помимо Корана, относится к сфабрикованным учениям, которые незаконно претендуют на божественный авторитет помимо Корана.

Глядя на всё вышесказанное, мы задаёмся вопросом, что ещё может подходить под все эти описания, если не то, что мы сейчас знаем как "хадисы", то есть все те предполагаемые изречения Пророка или повествования о нём, традиционно принимаемые в качестве второго авторитета Ислама.

Коран выдвигает несколько возражений против хадисов

Если понимать все 20 случаев, когда Коран использует слово " ХАДИС" для обозначения чего-либо помимо Корана, как ссылки на хадисы в том виде, в котором мы знаем их сегодня, то мы обнаружим, что Коран выдвигает следующие основные возражения против хадисов.

Коран:

◦ Не одобряет любые хадисы помимо Корана (39:18-23, 52:34, 56:81, 4:42, 4:78, 4:87, 18:6, 77:50, 53:59);
◦ Предсказывает, что мусульмане-многобожники будут называть свои выдуманные учения хадисами (7:185, 12:111; 31:6; 33:38; 35:43; 45:6; 52:34; 77:50);
◦ Дистанцируется от всех хадисов (12:111);
◦ Велит держаться подальше от хадисопоклонников, которые будут насмехаться над кораническими посланиями и привносить в Ислам порчу (6:68, 4:140);
◦ Предсказывает и предупреждает об имамах хадисов и хадисистах, которые будут тратить своё время на беспочвенные хадисы и тем самым вносить порчу в Ислам, насмехаясь над Кораном (31:6);
◦ Опровергает идею о том, что он нуждается в хадисах в качестве дополнения (45:6-9, 26:222);
◦ Заявляет, что умы, загрязненные хадисами, не смогут постичь Коран (56:79-82);
◦ Запрещает слушать хадисы (33:53) и критикует их обмен, сообщение и распространение (66:3); и
◦ Предупреждает, что хадисы приведут к деградации мусульман и расколу их на секты (23:44-54, 34:19, 68:35-44, 7:182-194).

Коран описывает хадисы как наущения шайтана

Когда мы разбираем пример из 6:68-116 вместе с его взаимосвязанными аятами, то видим, как кораническая мудрость наглядно предсказывает изобретение хадиса как незаконного соавтора помимо Корана и как изображает хадис как наущения шайтана (6:112; ср. 26:210-213, 221-226).

Хадис назван сатанинским, по всей видимости, потому, что, в то время как Коран излагает "прямой путь", который объединяет и направляет (1:6, 6:126, 6:153, 22:54, 42:52, 43:43, 46:30), хадис дьявольским образом разделяет и вводит в заблуждение своих последователей, отклоняя их от прямого пути (1:7, 7:16, 6:153, 22:54, 26:221-226).

Вот некоторые из коранических оценок хадисов, которые мы можем вывести из этого примера:

◦ Хадис - это " украшенная речь", в которой ложь красочно наряжается обманчивой полуправдой. Тем самым он искажает и высмеивает коранические послания (6:68, 6:112; ср. 4:120, 140; 15:95; 31:6, 21).
◦ Злые силы, шепчущие хадисы, являются врагами Пророка (6:112; ср. 25:27-31; 7:194-204; 2:169).
◦ Дьявол спускается на передатчиков хадисов и сборщиков хадисов (6:112; ср. 26:210-213, 221-226).
◦ Хадисы - это наущения шайтана, который пытается заглушить Коран (6:112; ср. 41:26-29, 33-36; 7:182, 185, 200-204; 16:98).
◦ Хадисы завлекают тех, кто не способен понимать Коран целостно (6:113; ср. 6:92, 6:150; ср. 17:22, 36, 45, 46, 53, 73, 88).
◦ Хадисы вдохновлены стремлением следовать за идолами, которые в Судный День отрекутся от своих последователей (6:114; ср. 25:27-31, 2:163-170).
◦ Мы должны придерживаться только Корана, и никаких иных хадисов (6:114-116; ср. 6:19, 6:38; 6:59; ср. 31:6, 21; 2:79; 3:187; 16:63-64; ср. 5:48-49, 10:15, 10:35-36, 12:106, 17:77, 33:62, 48:23).

* * *

Примечание *1)

Всякий раз, когда слово "хадис" встречается в Коране для обозначения чего-либо помимо Корана - во всех 20 случаях - оно всегда используется в негативном смысле и в тоне резкого неодобрения (4:42, 4:78, 4:87, 4:140, 6:68, 7:185, 12:111, 18:6, 23:44, 31:6, 33:53, 34:19, 39:23, 45:6, 52:34, 53:59, 56:81, 66:3, 68:44, 77:50). Вот несколько примеров, которые требуют вдумчивого рассмотрения:

◦ И чей же ХАДИС более правдив, чем Бога? 4:87;
◦ Тогда в какой ХАДИС после этого они уверуют? 7:185;
◦ Это не сфабрикованный ХАДИС, а подтверждение того, что было прежде, и подробное разъяснение всего, и руководство, и милость для верующих. 12:111;
◦ А среди людей есть такие, которые покупают отвлекающие ХАДИСЫ, чтобы сбивать от пути Бога без знания, насмехаясь над ним. 31:6;
◦ Бог ниспосылает наилучший ХАДИС, Книгу, полностью согласующуюся с ним. 39:23;
◦ Это - знамения Бога, которые Мы излагаем тебе в истине. Так в какой же ХАДИС после Бога и Его знамений они уверуют? 45:6;
◦ Тогда в какой ХАДИС после этого они уверуют? 77:50