Почему Коран единственный авторитет Ислама
Как Откровение, которое называе само разъясняющим себя, всесторонне развернутым, и с уроками, легко усваиваемыми, - Коран должен быть, согласно самому Корану, единственным авторитетом Ислама и единственным божественным источником Закона. Здесь мы пройдёмся по кораническим наставлениям, чтобы понять, почему так:
Коран сам разъясняет себя
Как утверждает сам Коран, Коран разъясняет сам себя:
И опять же, несомненно, на Нас лежит разъяснение его. 75:19
Скажи: "Мне ли искать судью, кроме Бога? - ведь это Он ниспослал вам Писание, разъясненное во всех подробностях. 6:114
Книга с сообщениями, которые были уточнены, а затем подробно разъяснены - от Мудрого, Осведомленного. 11:1
Далее, что восхищает в Коране, так это то, что, в соответствии с вышесказанным, фрагменты идей определенной темы или изложения содержатся в нескольких связанных между собой аятах, которые обычно не находятся в одном месте, а разбросаны по всей Книге. Часто один аят связан с другим таким образом, что один дополняет, объясняет, проясняет или бросает больше света на другой. Таким образом, согласно самому Корану, Коран является не только наилучшим хадисом (ahsan-al-hadeeth 39:23), но и наилучшим толкователем самого себя (ahsana tafseeran 25:33), поскольку он идет своим путем, разъясняя свои собственные послания*1:
И какой бы пример они ни приводили к тебе, но Мы приводим к тебе истину и наилучшее толкование. 25:33
Он - тот, кто ниспослал тебе Книгу, разъясненную во всех подробностях. 6:114
И Мы подробно описали в этом Коране всякую вещь, чтобы они получили назидание, но это только усилило их отвращение. 17:41
Традиционные книги тафсира часто содержат хадисы, комментарии и каноническую юриспруденцию, которые многими рассматриваются как авторитетные толкования Корана. Но, поскольку Коран является наилучшим толкованием самого себя, его можно и нужно понимать без обращения к этим внекораническим источникам. Этот настойчивый акцент Корана на его природу самоинтерпретации означает, что для донесения его полного послания до человечества не требуется никаких вторичных авторитетов. В Коране нет ни одного упоминания о необходимости обращения к таким источникам. Посланник не принес никакой другой книги и не имеет никакого другого послания, кроме Корана:
Так держись же того, что открыто тебе: ты на прямом пути. 43:43
Когда им читаются Наши ясные знамения, те, кто не желает встречи с Нами, говорят: "Принеси Коран, отличный от этого, или измени его!" Скажи: "Не мне менять его по своему желанию, я следую только тому, что мне открыто". 10:15
Ниже приведено предупреждение тем, кто считает хадисы, сунну и сектантский шариат божественным дополнением или авторитетным объяснением Корана, подобно тому, как ортодоксальные иудеи принимают Талмуд и талмудическую Галаху за освященные дополнения к Ветхому Завету:
И среди них есть невежды, которые не знают Писания иначе как понаслышке, и лишь строят догадки./ Так что горе тем, кто пишет книгу своими руками, а затем говорит: "Это от Бога", чтобы тем искать дешевой выгоды! 2:78-79
И Бог внял завету тех, кому была дана Книга: Вы будете разъяснять её людям и не утаивать. Но они забросили ее за спины и приобрели с ее помощью дешевую выгоду. 3:187
Коран полностью детализирован
Коран настаивает на том, что его послания полностью детализированы:
Книга, послания которой подробно разъяснены. 41:3
Книга, знамения которой изложены ясно, разъяснены в деталях. 11:1
Этот Коран... призван подтвердить то, что уже есть, и подробно изложить Закон. 10:37
Это не сфабрикованный ХАДИС, а подтверждение того, что было прежде, и подробное разъяснение всего, и руководство, и милость для верующих. 12:111
Скажи: "Мне ли искать судью, кроме Бога? - Ведь это Он ниспослал вам Книгу, в которой все подробно разъяснено. 6:114
Этот настойчивый акцент Корана на доскональность и полноту изложения:
Он подробно излагает эти знамения людям знающим. 10:5
Так Мы подробно излагаем знамения людям понимающим. 30:28
И всё, что Мы изложили совершенно, Мы описали в подробностях. 17:12
...Мы подробно изложили Наши знамения для знающего народа.../ Так Мы подробно изложили знамения для понимающего народа. 6:97-98
Коран завершен как откровение
Коран утверждает, что помимо того, что он полностью детализирован, он также завершен и совершенен, поэтому не требует ни приложений, ни хадисов, ни священнослужителей, которые могли бы доработать что-либо, отредактировать, отменить*2 или добавить:
Теперь Мы ниспослали вам Книгу, в которой есть поминание о вас. Так неужели вы не образумитесь? 21:10
Нет, Мы ниспослали им все, что они помнить, но от их напоминания они отворачиваются. 23:71
Скажи: "Мне ли искать судью, кроме Бога? - ведь это Он ниспослал вам Книгу, разъясненную во всех подробностях. .../ Слово Господа твоего завершено истиной и справедливостью; нет изменения в Его словах. Он - Слышащий, Знающий. 6:114-115
Сегодня Я усовершенствовал для вас вашу религию, и завершил Мое благо для вас, и принял для вас в качестве религии Ислам (установление мира). 5:3
Далее Коран указывает, что, будучи ссылкой на божественную универсальную базу данных, которая является реестром для всего (6:38, 6:59, 36:12), он также является полным руководством для человечества. Другими словами, как писание, отсылающее к божественным словам, которые неисчерпаемы по содержанию и объёму, оно содержит все указания, необходимые человеку для того, чтобы быть на правильном пути, и поэтому достаточно в качестве духовного ориентира:
Мы не упустили в Книге ни одной вещи. 6:38
Скажи: "Если бы все море было чернилами для слов моего Господа, то, поистине, море иссякло бы раньше, чем иссякнут слова моего Господа! ...скажи: "Я - всего лишь человек, подобный вам, которому внушено, что ваш бог - Единый Бог. Кто надеется встретить своего Господа, пусть совершает праведные дела и не приобщает никого к служению своему Господу! 18:109-110; ср. 31:27
Однако последователи традиций проигнорировали это настойчивое заявление Корана о том, что он полностью подробный и полный*3. Они отвергли бóльшую часть его посланий, исказив их хадисами и их ответвлениями, тем самым внедрив порчу в Ислам. Бесцельно продираясь сквозь десятки тысяч так называемых "достоверных", "хороших", "слабых" и "явно ложных" противоречивых хадисов и их длинные списки непроверяемых цепочек, они оказались вовлечены в бесконечные споры и пререкания:
И Мы подробно изложили для человечества в этом Коране всевозможные примеры, однако большинство людей отказываются от (внутренних истин), кроме прикрытия (буквального прочтения)! 17:89
И Мы подробно описали в этом Коране всевозможные примеры, чтобы они получили назидание, но это лишь усилило их отвращение. 17:41
И Мы подробно описали для человечества в этом Коране всевозможные примеры, но человек всегда спорит больше всех. 18:54
Коран - это напоминание с легкими для усвоения уроками
Коран четырехкратно (см. 24:6-8), повторяя слово в слово, свидетельствует о том, что Коран - это напоминание, уроки и наставления которого легко усвоить и следовать им. Это повторение согласуется с тем, что "повторение - мать учения".
И, конечно же, Мы сделали Коран легким для поминания (Зикр - "легким для получения напоминаний"): Так есть ли кто-нибудь, кто будет внимать (муддакир)? 54:17. То же самое повторяется в 54:22, 54:32 и 54:40.
Несмотря на это ясное и настойчивое заявление самого Корана, традиционисты утверждают, что невозможно усвоить уроки Корана без хадисов. Это опасное заблуждение, создающее барьер между Кораном и его читателями, тем самым напоминая нам об исполняющемся предсказании (6:25, 17:46, 18:57, 25:30).
Может возникнуть вопрос: если Коран сделан простым для поминания, то почему же так много людей неправильно читают его или прибегают к хадисам для его понимания? Сам Коран отвечает на этот вопрос: хотя его учение, безусловно, легко для изучения и следования, однако тем, кто относится к Корану с предвзятыми представлениями и посторонним материалом вроде хадисов, постичь его будет проблематично:
"Никто не сможет постичь его, кроме очищенных, - ниспослание от Господа миров!" Вы пренебрегаете этим ХАДИСОМ? И делаете отрицание своим занятием? 56:79-82
Итак, когда Коран говорит, что его уроки просты, на самом деле он говорит, что нужно "следовать только за словами откровения". В этом и есть вся простота. Напротив, традиционные ученые говорят: "Следуй нашим мнениям вместе с тысячами хадисов" - поскольку нельзя понять Коран обывательским языком, ведь только ученые могут его осмыслить. Это проблематично*4. Мы сами должны решать, за кем следовать.
Коран является единственным авторитетом Ислама
Коран подверждает, что Посланник не приносил ни одной книги хадисов и никакого другого Писания или послания ("другой Книги", "Корана, отличного от этого"), кроме Корана ("этого ХАДИСА"):
Разве Мы будем обращаться с покорными, как со злодеями? Что с вами, как вы судите? Или у вас есть другая Книга, которую вы изучаете? И в ней вы находите все, что хотите? Или у вас есть обещание от Нас... что вы можете судить, как вам угодно? .../ Или у них есть божественные сподвижники?.../ Так оставь Меня наедине с тем, кто лжёт на эту ХАДИТУ. Мы низведем их на землю, шаг за шагом, путями, которых они не знают". 68:35-44
Когда им читают Наши ясные знамения, те, кто не желает встречи с Нами, говорят: "Принеси Коран, отличный от этого, или измени его!" Скажи: "Не мне менять его по своему желанию, я следую лишь тому, что мне открыто". 10:15
И, поскольку Посланнику не было открыто никакого авторитета, который делал бы его соавтором Бога в Его божественности и Божественном законодательстве, ни одна книга хадисов не разделяет с Кораном никакого соавторства в разъяснении*5 Корана:
Скажи: "Задумались ли вы о сотоварищах, к которым вы взываете помимо Бога? Покажите мне, что они сотворили на земле. Или есть ли у них какое-нибудь сотоварищество на небесах? Или Мы дали им Книгу, из которой они черпают разъяснения? Нет, но то, что обещают друг другу преступившие закон, есть не что иное, как заблуждение. 35:40
Разве Мы ниспослали им какой-либо закон, где говорилось бы о том, что они приравнивают к Нему? 30:35
О мои товарищи по тюрьме, что лучше - разные боги или единый Бог Всевышний? То, чему вы служите помимо Него, - лишь имена, которые вы сами себе придумали - вы и ваши предки, - и для которых не было ни одного авторитета, ниспосланного Богом. Суд принадлежит только Богу, Который постановил, что нельзя служить никому, кроме Него. Такова истинная система, но большинство людей этого не знают. 12:39-40
Таким образом, в соответствии с вышесказанным, Коран просит следовать Корану, только Корану и никаким другим источникам, кроме Корана:
Следуй тому, что открыто тебе в Откровении от твоего Господа: нет бога, кроме Него; и отвергнись от тех, кто ставит сотоварищей. 6:106
И это - Писание благословенное, которое Мы ниспослали, так следуйте же ему и будьте осторожен, чтобы обрести милость. 6:155
Следуйте тому, что ниспослано вам от вашего Господа, и не следуйте за другими наставниками, кроме Него. Мало вы поминаете! 7:3
Мы ниспослали вам Книгу, в которой есть ваше поминание. Уже ли не разумеете? 21:10
Нет, Мы ниспослали им все, что они должны поминать, но от их напоминания они отворачиваются. 23:71
В Заключении
Как откровение, которое описывает себя как само разъясняющее себя (2:78-79, 3:187, 6:114, 10:15, 11:1, 17:41, 25:33, 29:51, 43:43, 75:19; ср. 6:105, 10:37, 17:89, 18:54, 39:27), полностью детализированное (6:97-98, 6:114, 10:5, 10:37, 11:1, 12:111, 17:12, 30:28, 41:3; ср. 6:38, 17:41, 17:89, 18:54, 21:10), полный (5:3, 6:38, 6:114-115, 17:41, 17:89, 18:54, 18:109-110, 21:10, 23:71, 31:27; ср. 4:82, 18:27, 19:64, 29:51), и с уроками, легкими для усвоения (54:17, 54:22, 54:32, 54:40, 56:79-82) - Коран должен быть, по словам самого Корана, единственным авторитетом Ислама и единственным божественным источником Закона (6:106, 6:155, 7:2-3, 10:15, 12:39-40, 21:10, 23:71, 29:51, 30:35, 35:40, 68:35-44; ср. 5:48-49, 5:101, 6:112-115, 6:159, 9:31, 16:89, 17:39, 17:46, 19:64, 25:30, 27:6, 33:38, 35:43, 36:2, 39:18-23, 42:21, 45:6, 75:19).
Примечание *1
Поскольку Коран сам разъясняет себя, его можно правильно понять лишь в том случае, если читать его вдумчиво и как единое целое без противоречий (20:114, 39:23, 73:4). Более того, хотя Коран не нуждается в каком-либо авторитетном объясняющем дополнении, сам Коран предсказывает, что по мере того, как человеческие знания будут постепенно продвигаться к новым рубежам, люди со временем смогут лучше понять многие послания Корана - живого документа для развивающегося человечества (21:37, 10:20, 41:53, 27:93).
Примечание *2
Странная доктрина "Отмены аятов", которая утверждает о многочисленных поправках и противоречиях (насх-мансух) в Коране, основана на серьёзном искажении 2:106 посредством сфабрикованных хадисов, через искажённое значение слова аят в нём в единственном числе. Далее, сформированное острым непониманием контекста и взаимосвязи аятов, это кощунственное утверждение подразумевает непоследовательность и отрицание божественности Корана (4:82), поскольку напоминает образ автора-человека, который исправляет ошибки в пробах своей рукописи, подумав, удаляет один отрывок и заменяет его другим. Однако важно понимать, что Коран безоговорочно отвергает все утверждения об "отмене аятов Аллаха" (2:85, 4:82, 6:34, 6:115, 10:64, 12:110-111, 15:90-92, 16:101, 17:77, 18:27, 33:38, 33:62, 40:85, 41:42, 45:6, 48:23).
Примечание *3
Как отметил Джозеф Ислам, "в вопросе также присутствует опасный вывод о том, что Коран не является полным для необходимого руководства. Это легко опровергается собственным признанием Корана, что он является "подробным" (fussilat - 41:3; 11:1), наглядно объясняет всё необходимое для религии (tibiana lekulli shayin - 16:89), является критерием между верным и неверным (furqan - 25:1; 2:53) и идеальным мерилом (mizaan - 42:17)."
Примечание *4
Когда-то иудейские ученые исказили свое изначальное религиозное учение, создав груды Мишны (слова) и Гемары (практика), чтобы объяснить, детализировать и дополнить свое священное писание, которое содержало достаточно объяснений и деталей (5:13-15, 6:154, 7:145, 37:117). Мусульмане тоже повторили точно такую же ошибку, создав кучу хадисов (слова) и сунны (практика) для объяснения, детализации и дополнения Корана, который сам по себе содержит достаточно объяснений и деталей (6:38; 114; 12:111; 16:89), и тем самым разделились на секты и течения (23:52-56; 25:30). Почитайте, пожалуйста, следующее: Скажи: "Не равны мерзость и чистота, даже если обилие мерзости ошеломляет тебя. Так будьте же богобоязненны, о люди разумные, дабы преуспеть! Но если вы будете спрашивать о них во время постепенного раскрытия Корана, то они будут вам разъяснены. Бог прощает за них, а Бог - Прощающий, Сострадательный./ Некоторые люди до вас задавали такие вопросы и из-за этого потеряли свою веру. 5:100-102. Коран, будучи собственным толкователем, объясняет и подробно описывает всё, что нужно человеку для руководства. С другой стороны, оставляя некоторые вопросы невысказанными, он оставляет их на усмотрение человека ("Бог прощает за них"), тем самым позволяя ему поступать в соответствии со своей совестью и интересами развивающегося общества. Это объясняется тем, что Коран предназначен для всего человечества и для всех времён - где дано общее правило, что всё чистое и доброе дозволено (5:4, 5:87, 7:32, 10:59), - и, хотя основные законы и принципы остаются неизменными, второстепенные детали призваны быть гибкими в соответствии с временными и пространственными требованиями. Итак, поскольку Коран содержит божественную истину, все его компоненты образуют единое, согласованное целое (25:32) и, следовательно, не нуждаются в уточнении или дополнении дополнительными авторитетами вроде хадисов, которые только могут внести путаницу и ввести в заблуждение (10:32; 45:6). Таким образом, человек должен быть в состоянии получить все правильные ответы и необходимые разъяснения из самого Корана (5:15, 15:1, 22:40, 25:33) при условии, что он использует целостный подход, т.е. позволить всему Корану постепенно раскрыться перед его разумом посредством внимательного чтения и рассуждений, вместо того чтобы пытаться использовать отстранённый или частичный подход поспешных выводов ("Но если вы будете спрашивать о них, пока Коран постепенно раскрывается, то они будут разъяснены вам"; ср. И поэтому не спеши с Кораном, пока он не был раскрыт тебе полностью, но скажи: "О мой Господь, увеличь мне знание". 20:114; ср. 75:16-19; 17:106). Но те, кто не понимал божественной логики и деталей, предоставляемых Кораном, - поскольку они еще не были открыты - задавали множество тривиальных вопросов, как раньше задавали их некоторые иудеи ("Некоторые люди до вас задавали такие вопросы"; ср. 2:67-71). И поскольку они не могли найти в Коране ожидаемых ответов на свои неуместные вопросы, их привлекли хадисы и другие рукотворные авторитеты, и, путем субъективных умозаключений, они набросились на тысячи преждевременных ответов и неверных выводов, которые создали бремя в сектантских исламах, включая бесчисленные заблуждения и бесконечные списки "можно" и "нельзя" ("Не спрашивайте о том, что, если преждевременно будет явлено вам, обременит вас"). Из-за того, что пустяковые вопросы порождают ложные учения, и из-за огромного спроса на все новые и новые подробности по пустяковым вопросам, пересказ и сбор хадисов превратился в процветающий бизнес. Нам рассказывают о многих вещах, начиная от того, в каком порядке нужно стричь ногти и какой длины отращивать бороду, и заканчивая тем, с какой ноги нужно ступать в уборную и на каком боку спать (9:31; 42:21). Однако ложные учения не могут быть эквивалентны чистой религии ("Не равны мерзость и чистота"), хотя обилие мерзости часто обманчиво кажется чистым и привлекательным для многих ("Обилие мерзости может ошеломляет тебя"). Люди со здравым рассудком предпочли держаться подальше от этой путаницы и белиберды. Агностики, похоже, ближе к Богу, чем большинство людей, которые следуют рукотворным учениям, прикрываясь именем Бога.
Примечание *5
Интересно посмотреть в 35:40 на вопрос "Или Мы дали им Книгу, из которой они черпают разъяснения?". Очевидно, что под этим подразумеваются все книги хадисов, включая Бухари, на которые опираются мусульмане, как на божественные авторитеты для "разъяснения" Корана. Переведенное здесь как "разъяснение", слово bayyinat происходит от Ba-Ya-Nun, того же корня для bayana (разъясняющий) и mubin (разъясненный). Коран постоянно подтверждает, что он является bayana/разъяснителем самого себя, а также mubin/разъясненным (5:92, 5:15, 12:1, 26:2, 25:33, 75:19, 10:15, 6:114, 36:69, 54:17, 54:22, 54:32, 54:40, 26:195). Часть миссии Пророка заключалась в разъяснении послания вечного Ислама, и это было сделано через Коран - а не через какие-либо хадисы, запись которых была запрещена самим Пророком (16:44).