quranonly
September 19, 2023

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ ЗАПРЕЩАЕТ ХАДИСЫ  

Ниже мы вкратце напомним некоторые причины, по которым здравый смысл не позволяет нам принять хадисы в качестве божественного источника руководства:

Хадисы ненадежны из-за сомнительных способов их устной передачи

Хадисы - это слухи и сплетни, передаваемые из уст в уста из поколения в поколение о якобы имевших место словах и поступках Пророка. Записанные спустя столетия после предполагаемых событий на основе длинных цепочек ненадежных устных передач, эти рассказы должны были быть естественным образом и почти наверняка искажены забывчивостью, недосказанностью и домыслами. А также слишком часто были запятнаны сомнительными замыслами и побуждениями, которые еще более усугублялись борьбой за власть, теологическими спорами и конфликтами интересов. Не говоря уже о других серьезных проблемах, связанных с очень большим временным разрывом в длинной цепочке между их якобы первой устной передачей и их последующей записью.

Большинство хадисов якобы передавались малолетними рассказчиками и собирались не связанными между собой посторонними людьми

Большая часть хадисов может быть отнесена к пяти лицам: Абу Хурайра (был 19 лет от роду, когда умер Пророк; знал его всего 3 года; рассказчик, которого несколько уважаемых сахабов обвиняли во "лжи"). Аиша (18 лет, когда умер Пророк; одна из его жен; участвовала в "борьбе за власть"), Анас ибн Малик (20 лет, когда умер Пророк; работал у него слугой), Абдуллах ибн Умар (22 года, когда умер Пророк) и Ибн Аббас (9 или 14 лет, когда умер Пророк).

Таким образом, бóльшая часть того, что передается нам в качестве вторичного источника по Исламу, в основном базируется на воспоминаниях незрелых умов, подростков и двадцатилетних, в том числе и с сомнительной репутацией. Далее, если мы посмотрим на собирателей хадисов, то увидим, что все шесть основных сборников хадисов были составлены не арабами, имевшими непосредственное отношение к жизни Пророка и знавшими его, а ПЕРСАМИ.

Все мусульмане, включая всех собирателей хадисов, в той или иной степени отвергают хадисы

  • Ахмад ибн Ханбал собрал около 700 тыс. хадисов и 94% из них отверг как недостоверные.
  • Бухари собрал около 600 000 хадисов и отверг более 99% из них как сфабрикованные.
  • Муслим собрал 300 тыс. хадисов и отверг почти 99% из них как ложные или сомнительные.
  • Тирмизи собрал 300 000 хадисов и отверг около 99% из них как недостоверные.
  • Абу Давуд собрал 500 тыс. хадисов и отверг более 99% из них как сфабрикованные.

Аналогичную статистику мы получаем и о других собирателях хадисов.

Как суннитские, так и шиитские сборники теряют свою достоверность, поскольку они сильно различаются, отвергая хадисы друг друга

Сунниты используют шесть основных сборников хадисов, опираясь на рассказчиков и передатчиков, которые в спорах о лидерстве после кончины Пророка встали на сторону Абу Бакра (и Айши) и Умара, а не Али. Шииты же полностью отвергают все эти шесть сборников как недостоверные и искаженные и отдают предпочтение рассказам Али, "Ахл-аль-Байт" и их сторонников. Таким образом, шииты имеют собственные обширные сборники хадисов, включая "Четыре книги", которые были составлены тремя авторами, известными как "три Мухаммада", и сопровождались обширными комментариями более поздних авторов и духовных лиц. Эти резкие отличия объясняются социально-политическими особенностями первых веков истории Ислама и связанными с ними сектантскими предубеждениями.

Хадисы слишком часто противоречат не только Корану, но и самим себе, а также логике, здравому смыслу и общечеловеческим ценностям

Критерии, используемые собирателями хадисов для определения подлинности текстов хадисов (matn) и цепочек их передатчиков (isnad), имеют серьезные изъяны. Это объясняет, почему хадисы, даже так называемые "sahih", слишком противоречивы и запутаны. Они слишком часто противоречат Корану, противоречат другим хадисам, противоречат логике и здравому смыслу, а также общечеловеческим ценностям, включая элементарную человеческую порядочность. Эти вопросы обстоятельно рассмотрены в недавних исследованиях, включая "The Criminals of Islam" д-ра Шаббира Ахмеда и "Hadith: A Re-Evaluation" Кассима Ахмада.