Rob Esper. Вода в Коране
В Коране часто можно встретить упоминание неба, земли, звезд, солнца и луны. Как мы знаем, в Коране говорится, что существует семь небес и земель, небеса держаться на невидимых столбах, шайтаны наказываются падающей звездой, солнце садиться в какой-то мутный источник, а луну пророк Мухаммад расколол для подтверждения своего пророчества. Можно встретить еще кучу таких не соответствующих науке и здравому смыслу аяты, если понимать их буквально. Но правильно ли мы их понимаем?
В Коране также часто упоминается вода. Утверждается, что воду Всевышний ниспослал с небес для того, чтобы очистить нас ею. Пророк Муса ударил посохом по камню, после чего из него выбилось двенадцать источников. Пророк Нух спасся от воды в Ковчеге, а все неверующие в ней утонули. В этой статье мы поговорим о воде. Про Ковчег пророка Нуха и потоп я сделаю как-нибудь отдельный видеоролик. Это тоже очень интересная тема.
Вода имеет такое большое значение в Коране не просто так. Вода дает нам жизнь, и мы очищаемся ею. Но у критика может возникнуть вопрос: «Зачем Аллах упоминает в Коране очевидные вещи?». Рядовой мусульманин ответит ему, что эти аяты приводятся для подтверждения величия Аллаха. Но проблема и первого и второго заключается в том, что они неверно интерпретируют эти аяты. Претензии критика небезосновательны.
Зачем же тогда в Коране упоминается вода? Ответ до безобразия прост. Чтобы дать точный ответ, надо внимательно прочитать аяты Корана. Для начала мы просмотрим несколько отрывков из других Писаний и религиозных учений, где тоже упоминается вода. Давайте их почитаем. Отрывки взяты из видеоролика «Была ли вода до сотворения мира или ее создал Бог?» с канала «TM STUDIO».
«Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою» (Бытие, 1:1-2).
«Земля была поразительно пуста, и тьма [была] над пучиной, а Дух Бога витал над водой» (Тора).
«Считается, что раньше была только вода, безбрежная водная гладь. Из первозданных вод родилось золотое яйцо. Целый год яйцо плавало по воде и однажды раскололось. Из него появился бог Праджапати. В более поздних мифах он отождествляется с Вишну, а в других мифах с Брахмой. Праджапати назвал части мира по имени, и они тут же появились: времена года, земля, небо, боги, демоны…» (Индуизм).
«Гигантский змей Шеше (Ананте), плавал по мировому океану, а на его спине спал Вишну, а его супруга Вишну Лакшми (Шри) массировала мужу ступни ног. Вишну увидел во сне будущий мир. Когда он проснулся, то увидел, что из его пупка вырос лотос» (Индуизм).
«Сначала была только сплошная вода и две птицы. Одна птица достала со дна немного земли и положила ее на поверхность воды, а сама уснула. Тогда другая птица стала вытаскивать из-под первой землю и растянула ее настолько, что она превратилась во Вселенную» (Тунгусская мифология).
«Великий небесных Дух, Несару, был владыкой всего творения. Под небом расстилалось безбрежное море, по которому вечно плавали две утки. Несару создал двух братьев, человека-волка и счастливого человека, которые повелели уткам нырнуть на дно великого моря и принести немного земли. Из этой земли человек-волк создал великие равнины, а счастливый человек – холмы и горы» (Мифология индейцев).
«Вначале ничего, кроме воды, не было. Только широкое-широкое море. Единственными обитателями его были животные. Они жили на воде, под водой или летали по воздуху» (Мифология индейцев).
«Над первородным океаном парил верховный бог Нум. «Как неимоверно далеко, в каких немыслимых глубинах запрятана твердь, - думал он, созерцая пустынную гладь океана. – Однако нужно поднять твердь из пучины и сотворить землю. Но кому же это поручить?» И вспомнил он о птицах, единственных живых творениях, родившихся у самых истоков мира» (Мифы Северной Европы).
«Давным-давно на земле не было ни людей, ни животных, ни камней, ни деревьев. Не было ничего. Это была бескрайняя и печальная равнина, покрытая водами. В сумеречной тишине обитали божества тепев, кукумац и хуракан. Они разговорились и пришли к соглашению о том, что надлежало сделать. Они разожгли свет, который впервые осветил землю. Море отступило, обнажая землю, которую можно было обрабатывать и на которой расцветали цветы и деревья. Прекрасное благоухание вознеслось к небу от только что сотворенных лесов» (Мифология майя).
«В начале времен были только два бога, которые олицетворяли пресные (бог Апсу) и соленые воды (богиня Тиамат). Воды существовали независимо друг от друга и никогда не пересекались. Но однажды соленые и пресные воды перемешались и на свет появились старшие боги – дети Апсу и Тиамат» (Шумерская мифология).
«В египетском городе Гелиополе – «городе солнца», как называли его греки, - творцом и первосуществом считался Атум. Он возник из Нуна – первичного океана, которого Атум именовал своим отцом, когда не было еще ничего – ни неба, ни земли, ни почвы» (Египетская мифология).
«Поначалу не было ничего, кроме неба и моря, по которому плыл в лодке Бог. Из морской пены взялся дьявол и подсел в лодку к Богу. Сам он сотворить землю не мог, поэтому подговорил на это Бога. И когда Бог согласился, дьявол, нырнув на морское дно, достал оттуда горсть песку. Бог бросил песок на воды, и получилась земля. Но такая маленькая, что они еле-еле помещались на ней вдвоем. Когда Бог заснул, дьявол хотел столкнуть его в воду, но едва он начал толкать Бога, земля стала расширяться, пока не получилась такой, как есть» (Славянская мифология).
«Вначале, когда в мире не было ничего, кроме безбрежного моря, утка, летая над ним, уронила яйцо в водную пучину. Яйцо раскололось, и из его нижней части вышла мать-сыра земля, а из верхней встал высокий свод небесный» (Славянская мифология).
«Когда было начало света, тогда не было ни неба, ни земли, только синее море, а среди моря – дуб высокий, сели на дуб два дивных голубя, стали думать, как свет основать? Спустимся мы на дно морское, вынесем мелкого песку, мелкого песку, золотого камня. Мелкий песок посеем мы, золотой камень подунем мы. С мелкого песку – черная землица, студена водица, зелена трава, с золотого камня – синее небо, синее небо, светлое солнце, ясен месяц и все звезды» (Карпатские славяне).
В Коране тоже есть что-то подобное:
«Он — Тот, Кто создал небеса и землю за шесть дней, когда Его Трон находился на воде, дабы испытать, чьи деяния будут лучше» (11:7).
Из этого аята вытекает, что до создания мира был лишь Аллах, находящийся на троне среди воды. Толкователи приводят хадисы, где сказано, что «Аллах был прежде всего, а его трон – на воде». Но тут что-то не сходится. Аллах все-таки прежде мира создал воду, или вода была всегда? А если она была всегда, то она такая же извечная как Аллах? И если мира еще не существовало, то как эта вода могла существовать в пустом пространстве? Если это был вакуум, то вода могла существовать только в виде льда. Но ни в каких священных текстах или мифологиях не говорится о льде. Как такое может быть? В чем смысл этой воды? Далее мы найдем ответы на эти вопросы.
Мы видим, что во многих религиях, не только в авраамических, присутствует мысль, что до сотворения всего была лишь одна вода. Иногда появляются то два голубя, то утки, то люди, то боги. Мне же кажется, что речь идет о двух ангелах. Просто разные народы передавали эту мысль по-разному. В основном аллегорией. То, что вместо «ангелы» пишут «боги» - это скорее ошибка переводчиков. Если мы взглянем в Библию, там тоже можно заметить, что в некоторых стихах ангелы названы богами. В русском переводе этого можно не заметить.
Мне показалось интересным, что шумерская мифология про двух богов, олицетворяющих пресную и соленую воду, напоминает аят из Корана:
«Он — Тот, Кто смешал два моря (вида воды): одно — приятное, пресное, а другое — соленое, горькое. Он установил между ними преграду и непреодолимое препятствие» (25:53).
О чем действительно этот аят, мы обсудим ниже. Сразу скажу, что к явлению несмешивающихся водах Красного моря и Аденского залива, которое преподносят в исламском мире как кораническое чудо, никакого отношения не имеет.
Давайте теперь перейдем непосредственно к изучению аятов Корана.
«Аллах ниспослал с неба воду и оживил ею мертвую землю» (16:65).
Здесь вроде бы все понятно. Аллах управляет природой и может послать дождь когда захочет, также, как управляет всеми природными процессами, как управляет всеми небесными телами, как управляет всей Вселенной. То есть, работа Всевышнего – управлять даже малейшим атомом, который не может двигаться или взаимодействовать с другими атомами без Его ведома. Конечно, сам Он этого не делает. Этим занимаются ангелы. Так нам говорят богословы. Если так подумать, раз ангелы управляют каждым атомом, каждым небесным телом, число коих не счесть, ангелов должно быть великое множество. Не слишком ли сложное управление? Разве Аллах не Всемогущ? Разве он не может создать для этого что-то вроде, скажем, закона, который мы условно назовем «физикой», и которой будет подчиняться все, от мельчайших частиц до небесных тел? Почему для этого надо задействовать ангелов? Человечество еще не дошло до таких высот, чтобы жить на других планетах, или предсказывать землетрясение. Думаю, мы скоро к этому придем. Но разве метеорологи не могут, скажем, предсказать погоду? Если предупредить людей заранее, они смогут предпринять необходимые меры для обеспечения собственной безопасности. Прогнозы, может, и не всегда точные, но были спрогнозированы холода, жара, ураганы, смерчи, грады и так далее. Мы даже можем разогнать тучи при необходимости. Получается так, будто мы предугадываем божественные процессы, либо вообще можем их отменить. Тогда мы идем против воли Всевышнего?
Чтобы вникнуть в суть аята, нужно читать его в контексте. Этот аят тесно связан с предыдущим:
«Мы ниспослали тебе книгу только для того, чтобы ты разъяснил им то, в чем они разногласят, - прямой путь и милость для людей верующих» (16:64).
А в следующем аяте вдруг речь идет о воде, ниспосылаемой с неба. Может быть, это аллегория? Ведь в аяте 16:64 говорится о Коране. Коран оживляет людей верой. Запомните этот момент. А почему Коран – это дождь? Это мы выясним далее.
Что немаловажно, сами толкователи иногда пишут, что «оживить» означает оживить верой. Ибн Касир, толкуя аят 16:65, пишет:
«Аллах оживляет мёртвую землю дождём, ниспосланным с неба так же, как Он оживляет мёртвые от неверия сердца Кораном».
Вот только аллегорию Ибн Касир применил по отношению к мертвым, но не к дождю. Как дождь может оживить верой неверующих?
Аят 16:66 тоже связан с этим аятом напрямую. Но это уже другая тема для будущей статьи.
«Он — Тот, Кто посылает ветры с доброй вестью о Своей милости. Мы ниспосылаем с неба чистую воду» (25:48).
Если понимать эти аяты буквально, то получается, что вода ниспосылается с небес. К тому же она чистая, очищающая. Но мы с вами прекрасно знаем из школьной скамьи про круговорот воды в природе. Вода не материализуется на небе из неоткуда. А дождевую воду нельзя назвать чистой. В ней много микробов и всяких примесей, вредных для организма. Дождевая вода особенно вредна в наши дни, когда воздух загрязняется выхлопными газами, заводами, фабриками и прочим. Чистой ее никак не назовешь. Чистой можно назвать родниковую воду. Но такую я в Коране не встречал. Упоминается лишь камень, из которого забили двенадцать источников.
В следующем аяте мы видим, что эта вода была ниспослана для питья людям и скоту:
«чтобы Нам оживить ею мертвую страну и чтобы поить ею обильно то, что Мы создали, - скот и людей» (25:49).
Дождевой водой можно разве что только убить человека. Но никак не оживить. Конечно, можно сказать, что это тоже нельзя понимать буквально, что имеется в виду вода, которая прошла природную чистку. Можно было бы согласиться, если бы не было сказано прямо «Мы ниспослали с НЕБА ЧИСТУЮ ВОДУ».
Особое внимание на слово «скот». Не «животные», а именно «скот». Будто все остальные животные не достойны этой воды. Ведь не будь хоть какого-то вида диких животных, природа начала бы понемногу разрушаться. Это неоднократно доказали ученые. Скот символизирует кое-что другое. Не домашние животные. Об этом я тоже сделаю отдельную статью.
Слово «таххара» переводится как «чистить», «очищать». Часто слово употреблено в значении очищения от грехов. Например, в следующих аятах:
«Вот сказали ангелы: «О Марьям (Мария)! Воистину, Аллах избрал тебя, очистил (таххараки) и возвысил над женщинами миров» (3:42).
«Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить (тутаххирухум) и возвысить их» (9:103).
«О обитатели дома, Аллах желает лишь избавить вас от скверны и очистить (йутаххиракум) вас полностью» (33:33).
То есть, эта вода очищает от грехов. Но что такое вода? В предыдущем аяте мы поняли, что речь идет о Коране. Вода – это не совсем Коран. Она может подразумевать Коран в том числе. И любое Писание. Но символизирует она не Писание.
Следующий аят, на мой взгляд, передает точный символизм слова «вода»:
«Он ниспосылает с неба воду, и долины наполняются потоками в соответствии с их размерами. Поток несет пену, поднявшуюся на поверхность. Подобная же пена появляется на том, что раскаливают в огне для изготовления украшений или утвари. Такими притчами Аллах разъясняет истину и ложь. Пена будет выброшена, а то, что приносит людям пользу, останется в земле. Такие притчи приводит Аллах» (13:17).
«Небо» - это не наша земная атмосфера. Это божественное небо, или, выражаясь языком христиан, - «Царство Небесное». Ключевыми словами здесь являются «истина и ложь». Истина – это вода. А пена – это ложь. Аллах своим повелением ниспосылает из своего небесного царства истину, которая разгоняет ложь. Некоторые толкователи так и говорят:
«В этом примере вода – это истина, пена – это ложь» (Абу Адель).
Но толкователи видят символизм лишь там, где им хочется.
Вспомним славянскую мифологию, которую я приводил. «Поначалу не было ничего, кроме неба и моря, по которому плыл в лодке Бог. Из морской пены взялся дьявол». Заметьте: на море возникла пена и из нее появился дьявол. А дьявол – это всегда ложь.
Теперь становится понятным, почему вода, ниспосылаемая с неба – чистая. Истина не может быть грязной. Она всегда чистая. Познавая истину, люди ею очищаются. Поскольку эта истина ниспосылается с неба, это божественная истина. Она передается через ангелов, посланников, Писания, видения, внушения и так далее.
«Мы послали ветры, оплодотворяющие облака водой, а потом низвели с неба воду и напоили вас ею, но не вам ее сберегать» (15:22).
Слово «рух» здесь переведено как «ветер». Также переводится как «дух». Происходит от ивритского «руах», означающее «дух», «ветер», «дыхание». Возможно, слово «рух» символизирует милость Аллаха. А облака могут подразумевать посланников и посредниками между Всевышним и людьми. «Пить» воду скорее всего означает «познать истину».
Еще в аятах про воду часто упоминаются разные плоды, которые вырастают после воды. Думаю, не сложно догадаться, о чем идет речь. Не важно, какие это плоды. Главное – съедобные, либо приятные для глаза. Под плодами мы и сегодня в переносном значении понимаем результат какой-то работы, деятельности. Божественная истина приносит нам полезные плоды. Вот пример:
«Он — Тот, Кто ниспослал с неба воду. Посредством нее Мы взрастили растения всех видов. Мы выводим из них зеленые травы, а из них — расположенные одно на другом зерна. На финиковых пальмах из завязей вырастают свисающие низко гроздья. Мы взращиваем виноградники, оливки и гранаты, которые имеют сходства и различия. Взгляните на их плоды, когда они появляются и когда созревают. Воистину, в этом — знамения для людей верующих» (6:99).
Обычные плодовые растения не могут быть знамением для верующих людей. Знамением (или «доказательствами» - «айатун») является божественная истина. Писания – это истина. Коран – это истина. Современные искаженные переводы Корана, тафсиры, хадисы и прочее – это все «пена». То есть ложь.
Возвращаемся к аяту, который я привел самым первым:
«Он — Тот, Кто создал небеса и землю за шесть дней, когда Его Трон находился на воде, дабы испытать, чьи деяния будут лучше» (11:7).
То есть, до того, как были созданы небеса и земля, вокруг была только истина. Не было ни Иблиса, ни людей, которые могли породить ложь.
«Аллах сотворил все живые существа из воды» (24:45).
Этот аят некоторые богословы приводят в качестве подтверждения теории эволюции и происхождения жизни на Земле из воды. Но аят не об этом. Есть также похожий аят:
«Неужели неверующие не видят, что небеса и земля были единым целым и что Мы разделили их и сотворили все живое из воды? Неужели они не уверуют?» (21:30).
По сути в этих аятах говорится о создании первого человека. Смысл их таков: все творения созданы в истине. Или «на истине». Мне кажется, речь все-таки о людях, а не о животных. Первые люди знали истину. Вот о чем речь. Но в дальнейшем люди исказили эту истину, смешали ее с ложью. Эти аяты соответствуют другим похожим аятам:
«Он сотворил человека из капли» (16:4).
Подобных аятов много. В других аятах почему-то это же слово «нутфат» переводят как «семя». В словаре Баранова оно еще переводится как «очищенная вода». Это значение подходит больше всего.
Особенно интересны следующие аяты из суры 75:
«Разве думает человек, что он оставлен без призора? Разве не был он каплей из семени источаемого? Потом стал сгустком, и сотворил Он его и устроил, и сделал из него пару: мужчину и женщину. Разве этот не может оживить мертвых?» (36-40).
На мой взгляд, перевод неверный. «Семя источаемое» здесь ну совсем не подходит. В этих аятах мы ясно видим, что речь идет о сотворении первого человека. Но если был создан первый человек, откуда появилась эта семенная жидкость? Мне это напоминает один известный парадокс: «Что появилось раньше: курица или яйцо?». Речь идет об очищенной воде, то есть, человек первоначально был безгреховным (очищенным) и знающим истину (водой). Допускаю, что могу быть в чем-то неправым. Но наиболее вероятной версией мне кажется эта. Версия исламских ученых для меня крайне неубедительна.
Чтобы у вас не возникло сомнений в том, что вода, изначально существовавшая везде, – это истина, прочитаем аят 29:44:
«Сотворил Аллах небеса и землю во истине».
«Мы разделили их на двенадцать колен — родов. Когда же его народ попросил его напоить их, Мы внушили Мусе (Моисею): «Ударь своим посохом по камню». Из него забило двенадцать ключей, и все люди узнали, где им надлежит пить. Мы осенили их облаками и ниспослали им манну и перепелов: «Вкушайте блага, которыми Мы наделили вас». Они не были несправедливы по отношению к Нам — они поступали несправедливо лишь по отношению к себе» (7:160).
Здесь нет слова «вода», но она подразумевается. Если понимать аят буквально, произошло чудо: Муса ударил своим посохом по какому-то камню и из него вдруг полилась вода. Причем разделилась она на двенадцать родников, чтобы каждый род пил свою часть. В чем была проблема пить эту воду из одного источника – остается загадкой. Но все станет на свои места, если мы поймем воду как истину. Питье – это по сути та же вода, истина от Всевышнего. Не совсем понятно, почему источников двенадцать. Могу предположить, что Муса сделал двенадцать копий Откровения от Всевышнего. Слово «аса» может также переводиться как любая палка. Муса мог просто изготовить из камня еще двенадцать скрижалей, работая палкой. Эти двенадцать скрижалей и стали питьем, то есть руководством, законом для двенадцати колен израилевых. Однако эта вода не была ниспослана с неба. Возможно, Муса написал свои собственные справедливые законы, которым они следовали. И только затем Творец ниспослал им Откровение, что звучит в следующих словах: «Мы осенили их облаками и ниспослали им манну и перепелов: «Вкушайте блага, которыми Мы наделили вас». Вкушаемые плоды, как я уже говорил, символизируют результат работы, деяний. Это необязательно должны быть именно растения. Все съедобное – это полезные плоды. Это могло быть Откровение.
А вот аят, который я приводил выше, только в правильном переводе:
«И Он - тот, который предоставил путь двум морям. Это - приятное, пресное, а то - соль, горькое. И устроил между ними препону и преграду нерушимую» (25:53).
Приятное, пресное море – это истина, а соленое и горькое – ложь. Преграда между истиной и ложью – это, скорее всего, Писания от Аллаха. Они и разъясняют нам, где истина, а где ложь. Если прочитать этот аят в контексте, то в предыдущем аяте сказано, чтобы пророк не повиновался неверным. Отсюда – неверие (куфр) – это путь лжи.
Интересно то, что в описании Рая и Ада тоже упоминается вода. В Раю праведников ждут различные водные источники (47:15), а грешников в Аду ждет питье из грязной (или «гнойной») воды (аят 14:16). Грешники в Аду будут просить пролить праведников на них воду, но, как сказано в аяте 7:50, для неверующих это запрещено.
Вода имеет большое значение во многих религиях. И главное ее назначение – очищение. Кто-то это понимает буквально, кто-то – иносказательно. Мусульмане совершают большое и малое омовение. Малое омовение совершается для совершения молитвы, чтения Корана и посещения мечети. Большое омовение совершается после осквернения. Помимо очищения от грязи, вода имеет и некий сакральный смысл – очищение от грехов. Представители «Проекта ОЧИЩЕНИЕ» считают, что очищение водой не нужно понимать буквально. Это очищение с помощью книги мусульман – Корана. Об этом я, возможно, сделаю ролик, хотя могу с чем-то и не согласиться. В зороастризме тоже существует обряд омовения водой, очень напоминающий омовение в исламе. В христианстве также почитается вода, только освященная. Под Святой Водой на самом деле скорее всего подразумевалось Святое Писание. А омыться ею – принять и очиститься от грехов. В иудаизме существует обряд миква – очищение от ритуальной нечистоты водой. Чеченцы почитают воду. Тратить зря воду считается грехом. На транспорте при проезде через реку принято вставать. В древности люди тоже почитали воду, поклонялись водным богам. Вспомним хотя бы греческого бога Посейдона. У всех этих обрядов общий источник, истинный смысл которого люди либо подзабыли, либо исказили.