quranonly
September 19, 2023

ХАДИСЫ ЗАПРЕЩЕНЫ ХАДИСАМИ  

Ирония в том, что даже хадисы запрещены хадисами!

Здесь мы не будем вдаваться в подробности нашего наблюдения о ненадежности хадисов из-за сомнительных способов их устной передачи.

Мы также не будем касаться всех тех сведений и примеров, которые свидетельствуют о том, что большинство хадисов якобы передавались малолетними пересказчиками и собирались посторонними людьми, не имеющими к этому отношения.

Мы также не будем вдаваться в подробности статистических данных о том, что все мусульмане, включая всех собирателей хадисов без исключения, в той или иной степени отвергают хадисы.

Мы также не будем разбирать всерьез те социально-политические корни и сектантские предпочтения, которые объясняют, почему как суннитские, так и шиитские сборники хадисов теряют свою достоверность, так как они сильно расходятся, отвергая хадисы друг друга.

Мы также не будем копаться в многочисленных фактах о том, что хадисы слишком часто противоречат не только Корану, но и самим себе, а также логике, здравому смыслу и общечеловеческим ценностям.

Здесь мы сосредоточимся в основном на иронии по поводу того, что хадисы запрещены даже хадисами.

Пророк запретил хадисы

В нескольких сборниках хадисов говорится, что Пророк запретил записывать от него что-либо, кроме Корана:

Не записывайте от меня ничего, кроме Корана. Кто написал что-либо кроме этого, пусть уничтожит это". "La taktabu anni ghair-al-Quran; wa mun kataba anni ghair-al-Quran falyamhuhu". (Ахмад, № 10966; Муслим, № 7147)
Абу Хурайра передал: "Посланник Аллаха вышел к нам, когда мы писали его хадисы, и сказал: "Что вы пишете?". Мы сказали: "Хадисы, которые мы слышим от тебя, о Посланник Аллаха". Он сказал: "Иную книгу, чем книга Аллаха?" Мы спросили: " Разве мы не должны рассказывать о тебе?" Он сказал: "Говорите обо мне, это хорошо, но тот, кто солжет, попадет в ад". Абу Хурайра сказал: "Мы собрали то, что написали из хадисов, и сожгли в огне". (Улум аль-Хадис, передал Ибн ас-Салах)
Абу Хурайра передал: "Мы сидели и записывали то, что слышали от Пророка. Он вошел в комнату и спросил нас: "Что вы пишете?" Мы сказали: "Мы пишем то, что услышали от тебя". Он сказал: "Еще одна книга рядом с книгой Аллаха?" Мы сказали: "Это то, что мы слышим от тебя". Он сказал: "Тогда пишите книгу Аллаха, поддерживайте книгу Аллаха, нет других книг, кроме книги Аллаха, поддерживайте книгу Аллаха". Абу Хурайра сказал: Мы собрали все, что написали, и сожгли. Затем мы спросили Пророка: " Можно ли нам говорить о тебе?" Он сказал: "Да, можете, и не стыдитесь этого, а тому, кто солжет обо мне, место в аду будет обеспечено". Абу Хурайра сказал: "Можно ли нам говорить о Бани Исраиль?" Он сказал: "Да, можно, и не стыдно за это". (Ахмад, No. 10611)
Пророк сказал: "Не пишите от меня ничего, кроме Корана, и тот, кто записал от меня что-либо, кроме Корана, пусть уничтожит это". (Бухари)
Сподвижники Пророка попросили у него разрешения записывать его высказывания. Им было отказано. (Тирмизи; Ас-Сунан, передано Дарими)
Пророк сказал: "Я оставляю вам только Коран, вы должны соблюдать его". (Муслим 15/19, № 1218; Ибн Маджа 25/84, Абу Давуд 11/56)
Посланнику Аллаха сказали, что некоторые люди пишут его хадисы. Он вышел на минбар в мечети и сказал: "Что это за книги, которые, как я слышал, вы пишете? Я всего лишь человек. Тот, у кого есть что-либо из этих писаний, пусть принесет это сюда". Абу Хурайра сказал, что мы собрали все это и сожгли". (Такъйид, передано от Абу Хурайры).
Когда мы были заняты переписыванием хадисов, пришел Пророк и спросил, что мы делаем. "Мы переписываем твои слова", - ответили мы. "Неужели вы хотите сделать книгу, помимо Книги Аллаха? Люди, которые были до вас, сбились с прямого пути, потому что посмели писать книги, отличные от Книги Аллаха". (Такъйид, передано Хатибом)
Зайд ибн Сабит вошел к Муавии и спросил его об одном хадисе. Он приказал человеку написать его. Зайд сказал: "Посланник Аллаха приказал нам не писать ничего из его высказываний". Поэтому он стер его". (Абу Давуд, "Китаб уль-Ильм", книга 25, № 3640, передано от аль-Мутталиба бин 'Абдуллаха).

Кто-то может спросить: если все хадисы являются ненадежными слухами, то почему мы, опираясь на несколько хадисов, отбрасываем все хадисы?

Однако даже если рассматривать хадисы как недостоверные исторические материалы, не имеющие религиозного авторитета, то из следующих рассуждений вытекает, что Пророк действительно запретил хадисы.

Помимо свидетельств о том, что Пророк запретил записывать его высказывания, есть сведения и о том, что его "правоверные преемники", Хулафаи-Рашидин, запрещали и сжигали хадисы, стремясь не допустить создания вторичных авторитетов рядом с Кораном. Более того, согласно дальнейшим сообщениям, такого же негативного отношения к хадисам продолжали придерживаться многие сахабы и выдающиеся мусульмане ранних поколений.

Этот специфический запрет, как видно, наглядно подтверждается историческими данными, поскольку даже первые немногочисленные хадисы о словах и поступках, приписываемых Пророку, появились не ранее II века Ислама. А первый полный сборник хадисов - сборник Бухари - появился не ранее чем через 250 лет после смерти Пророка.

Что еще более важно и естественно, в своем отношении к "хадисам" Пророк должен был следовать Корану, который запрещает иметь какие-либо дополнительные источники религии, кроме Корана.

Заключение

Выше мы перечислили, не вдаваясь в подробности, некоторые причины, по которым мы не принимаем хадисы в качестве источника религии Аллаха:

  • Хадисы ненадежны из-за сомнительных способов их устной передачи.
  • Большинство хадисов передавались малолетними пересказчиками и собирались посторонними людьми, не имеющими к ним отношения.
  • Все мусульмане, включая всех собирателей хадисов без исключения, в той или иной степени отвергают хадисы.
  • Как суннитские, так и шиитские сборники хадисов теряют свою достоверность, поскольку они сильно расходятся, отвергая хадисы друг друга.
  • Хадисы слишком часто противоречат не только Корану, но и самим себе, а также логике, здравому смыслу и общечеловеческим ценностям.

Однако основное внимание мы уделили такому парадоксу, что даже хадисы запрещают хадисы:

В нескольких сборниках хадисов говорится, что Пророк запретил записывать от него что-либо, кроме Корана. Также есть сведения и о том, что его "правоверные преемники", Хулафаи-Рашидин, запрещали и сжигали хадисы, стремясь не допустить создания вторичных авторитетов рядом с Кораном. Об этом запрете свидетельствуют исторические данные, например, отсутствие какого-либо авторитетного сборника хадисов в эпоху первых поколений мусульман.

Таким образом, по общему мнению хадисоведов, именно в соответствии с этим запретом Пророка не записывать его вқсказқвания, мы не имеем ни одного авторитетного сборника хадисов в период правления первых четырех халифов и в первые два века существования ислама.

P.S. (Часто спрашивают: если все хадисы являются ненадежными слухами, то почему мы приводим или "опираемся" на несколько хадисов, чтобы отвергнуть все хадисы? Другими словами, зачем пытаться строить аргументацию против слухов на основе слухов?
Ответ таков: Хадисы запрещают хадисы. Слухи осуждают слухи. Вот такая ирония судьбы! И это, несомненно, является серьезным аргументом против хадисов).

Siraj ISLAM
перевод с английского