Rob Esper
October 14, 2022

Rob Esper. Есть ли молитва в Коране? (Глава 1)

Целесообразность молитвы

Тему молитвы я не хотел затрагивать по той причине, что она очень щепетильная, и многие реагируют на нее очень бурно, а иной раз даже неадекватно и агрессивно.

Но если я не подниму эту тему, то, во-первых, чем я буду отличаться от кафиров, скрывающих истину? Во-вторых, если не высказать свое мнение по этому поводу, многие вопросы останутся без ответа. Многие просили меня рассказать об этом, а я все откладывал. Не хотел, опасался. На тот момент почти никого не было, кто говорил, что «салят» понимается неверно. Единственным человеком был Аслбек Мусин, утверждавший, что салят – это размышления. Но после своих смелых высказываний его больше не стало. Говорят, что покончил собой. Не знаю. Однако появилось немало других исследователей, которые поставили под сомнение наличие молитвы в Коране. В прочем, такие исследователи уже существовали, но до русскоязычного сегмента они дошли позже. О том, что в Коране нет намаза, я слышал еще лет шесть-семь назад. Тогда я удивлялся: «Как его не может быть, если он есть? Об этом говорят многие аяты». Потом я наткнулся на видеоролик, в котором его автор на основе аята о Шуайбе утверждал, что салят – это не намаз. Это меня заинтриговало. Но через какое-то время меня одолели сомнения. Я даже говорил об этом в одном из своих видеороликов, что один аят никак не может быть аргументом отсутствия в Коране намаза. Забавно, но с автором видеоролика я познакомился по чистой случайности. Впоследствии мы с ним и с остальными моими единомышленниками вместе стали размышлять над Кораном.

На тот момент я много читал исследований различных людей относительно религии. Тогда я познакомился с представителями религиозного течения бахаи. Их идеи меня очень привлекали. Главным образом идеей метафор в Коране. Привлекли они меня потому, что все становилось намного логичнее, разумнее. Я стал изучать другие течения в исламе, другие религии, смотрел лекции различных богословов. И уже тогда я начал задумываться: «Может быть, мы неверно понимаем слово «салят»?». Я задумался не только над салятом, но и над другими значениями в Коране. Я стал обращаться внимание на многие противоречия в Коране, которые раньше не хотел признавать. Начали возникать куча вопросов, на которые у меня не было ответов. Искать я их стал позже. Это вопросы, которыми задавался любой верующий человек, не только мусульманин. Просто раньше я их боялся, избегал. Меня ведь учили богословы, что нельзя задавать такие вопросы, что Бог может на тебя разгневаться и наказать тебя, что такие мысли внушает тебе Иблис. Этот бред мешал мне задавать вопросы и искать ответы, закрыв меня большой стеной. Но вскоре я разрушил эту стену, когда понял, что это выдумки. Вопросы задавать надо, размышлять надо. Иначе человек превратится просто в тупого барана, который слепо следует за стадом.

В этой главе мы не будет разбирать аяты Корана. Мы просто попробуем посмотреть на мусульманскую молитву со стороны, зададим неудобные вопросы, порассуждаем логически, прибегнем к здравому смыслу.

Что мы знаем о намазе? Это ежедневная молитва, совершаемая пять раз в день. Согласно шиитам, и по мнению некоторых коранитов, - три раза в день. Совершающий намаз должен быть прежде всего мусульманином, должен быть ритуально чистым (то есть, совершить прежде всего как большое, так и малое омовение). Намаз надо совершать в строго предписанное для этого время. Утренний намаз совершается с первыми лучами света и до восхода. Полуденный – в середине дня. Послеполуденный – перед закатом. Вечерний – после заката и до наступления ночи. Ночной – в течение ночи. Каждый намаз отличается количеством читаемых молитв. Обязательным условием являются чтение суры «Фатиха», стояние, поясной и земной поклоны. Все остальное считается необязательным, но мусульмане соблюдают все условия. Например, я ни разу не видел, чтобы кто-то не читал молитву «Аттахьйат», хотя ее чтение необязательное.

Намаз считается столпом ислама. Не совершение намаза выводит тебя из ислама. Пропуск хотя бы одного считается грехом. Есть даже хадис, в котором говорится, что за пропуск одного намаза человека ждут 6000 лет мучений в аду.

Важным условием в намазе, которое почему-то мало кто озвучивает, является понимание того, что ты говоришь, читаешь. Молитва – это как бы общение с Аллахом. Ты обращаешься к нему, просишь его о чем-то, восславляешь, восхваляешь. Многие, кто читает незнакомый арабский текст, даже не понимают читаемого. Они же не заклинание читают. С таким же успехом человек мог бы прочитать китайскую поэму. Эффект одинаковый. В чем смысл? Человек должен понимать о чем он просит Всевышнего, должен понимать что он восхваляет Бога, все должен понимать. Если даже он знает перевод, от этого легче как-то не становится. Тебе либо надо читать арабский текст, держа его перевод где-то в чертогах разума, либо надо читать текст и тут же его переводить. Это тоже мало похоже на молитву. Надо еще понимать, что ты переводишь. А если ты читаешь арабский текст, сразу же в голове прокручиваешь перевод, потом еще и пытаешься воспринять этот перевод как обращение к Аллаху, и ко всему прочему тебе надо осознавать, что Бог все это слышит и видит тебя, но которого ты не видишь. Не слишком ли много мысленных процессов для простой молитвы? Я заметил такую вещь: когда ты совершаешь намаз и читаешь какую-нибудь суру или молитву, чем чаще ты ее читаешь, тем меньше ты задумываешься о читаемом. Чтение молитвы превращается в автоматизм. Ты совершенно все делаешь не задумываясь. В голове у тебя проносится тысячи мыслей, никак не связанных с молитвой, и где-нибудь в середине молитвы, или в ее конце, ты осознаешь, что все делал на автомате. В такие моменты ты становишься похожим на робота. Тебя запрограммировали на выполнение каких-то действий, но это не дает тебе абсолютно ничего, потому что ты робот. И сколько бы ты ни старался сконцентрироваться, мысли твои уходят куда-то не туда. Потому что ты не видишь Всевышнего, не чувствуешь его, что бы ты себе там не внушал.

Допустим, ты знаешь арабский язык отлично, или ты читаешь молитвы на родном языке (хотя это считается недопустимым) Это уменьшает твои мысленные процессы. Но автоматизм все равно остается. Чтение заученного текста даже на родном языке мало помогает. Помню, когда я читал дуа (мольба) после намаза, я заучил текст собственных просьб Аллаху наизусть, и поймал себя на том, что не задумываюсь над тем, что я говорю, о чем прошу Бога. Тогда я решил, что буду каждый раз импровизировать, каждый раз просить по-другому, новыми выражениями, другими словами, в разном порядке, чтобы это не превратилось в автоматизм. И знаете что? Это помогало. Мозг тут же начинал работать, я прекрасно осознавал о чем прошу. В голову не лезли лишние мысли. Самое искреннее за все время совершения намаза было мое дуа. Уже тогда я начал задумываться о том, правильно ли мы совершаем намаз, нужен ли он вообще? Идеальным выполнение намаза была бы импровизация, то есть обращение к Аллаху своими словами, на родном языке, а не заученным наизусть арабским текстом, который большинство даже не понимают. Еще не забываем, что нет единого мнения относительно правильного понимания отельных слов, выражений и целых аятов в Коране. Поэтому по традиционному исламу есть большая вероятность того, что мусульмане молятся Всевышнему неправильно. Может даже они просят его о том, о чем не следовало бы просить. Возьмем суру Фатихьа, читаемую в каждой молитве:

«Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного. Хвала Аллаху, Милостивому, Милосердному, Господу Миров, Царю в День суда. Тебе мы только поклоняемся и Тебя просим о помощи. Веди нас прямым путем, путем тех, кого Ты облагодетельствовал. Не тех, кто находится под гневом Твоим, и не заблудших».

В этом переводе люди просят Аллаха, чтобы Он их вел прямым путем, но согласно другим переводам, люди просят Аллаха наставить на прямой путь, а не вести. Согласитесь, это разные вещи. Когда Аллах ведет на прямой путь, Он по сути все делает за человека. Человеку не надо даже напрягаться. Но когда Аллах наставляет человека, Он просто помогает ему, подсказывает ему. Так что надо просить Аллаха: вести или все же наставить? Не впадет ли человек из-за такой ошибки в заблуждение? Не согрешит ли он?

Я уже рассказывал об отдельных аятах этой суры. В ней все понимается не правильно. Я перевожу ее так:

«Знаниями Аллаха, Милостивого, Милосердного. Хвала принадлежит Аллаху, Милостивому, Милосердному, Господу знаний, Царю в День суда. Тебе мы только служим и Тебе содействуем. Наставь нас прямым путем, путем тех, кого Ты облагодетельствовал. Не тех, кто находится под гневом Твоим, и не заблудших»

Не именем Аллаха, а знаниями. Не хвалить Аллаха, а хвала принадлежит Аллаху. Это о Коране. Не «Господь миров», а «Господь знаний». Не поклоняться, а служить, следовать. Не просить о помощи, а содействовать. Какой смысл читать суру в таком искаженном переводе? Это наносит только вред человеку, наносит вред его психике, так как он думает, что чтение такой суры принесет ему благо, дарует ему Рай, защитит от плохого, принесет довольство от Аллаха. Зачем мы вообще читаем Аллаху его же суры? Всевышний дал нам Книгу, чтобы мы читали ее для себя и затем читали и обучали ей других. Вместо этого мы читаем эту Книгу Аллаху. Мы по сути возвращаем Аллаху его аяты назад. Вместо того, чтобы содействовать в распространении знаний Аллаха, мы просим Его помощи вести нас прямым путем, возносим Ему хвалу. Вместо того, чтобы принимать активное участие, мы становимся пассивными, день и ночь без перерыва просим Его помочь нам в чем-то, поминаем его по любому поводу, произносим «Альхамдулиллях!», «Субханаллах!», «Иншааллах!», «Аллаху акбар!». Хотя должны совершать дела с Его знаниями, с Его хвалой (то есть Писанием), делать все в угоду ему, а не льстить Ему словами.

Возвращаемся к намазу. Все-таки понимание читаемого важно именно для молящегося. Разве нет? Кому нужна молитва? Аллаху или нам? Аллах ни в чем не нуждается. Наши молитвы ему не нужны. Это ничего Ему не приносит. Поэтому правильнее было бы совершать намаз с пониманием того, что ты совершаешь. Но все равно сложно общаться с тем, кого ты не видишь. Обратите внимание на эту деталь: обращение ведется только в одну сторону. Бог не говорит с нами, не отвечает. Мы вообще Его не видим. Поэтому сложно общаться с Ним при его физическом отсутствии. Я понимаю, что есть люди, которые чувствуют присутствие Бога, с Которым они общаются. Такие люди будут вас уверять, что чувствуют Всевышнего всеми фибрами души. Кто-то даже слышит Его голос. Уверен, есть люди, которые также чувствуют Иисуса, Будду, Кришну и других божеств. То ли у них богатое воображение, то ли они легко внушаемы. Это легко объяснить. Вы можете подумать, что я пытаюсь вам доказать, что Бога нет. Это не так. Некоторые просто делают неверные выводы. Я просто подвожу вас к тому, что мы неверно понимаем слово «салят». Я уже приводил в своих предыдущих статьях доказательства того, что к Богу нет необходимости обращаться, что не нужно у Него что-то просить. К Богу мы обращаемся посредством Писания. А достигнуть того, что нам нужно мы можем и сами, если немного напряжемся.

Теперь поговорим о временах совершения намаза. Как мы знаем, время намаза меняется каждый день. В центральном регионе России если, допустим, в начале января утренний намаз начинается с восходом солнца в 6:37, а вечерний намаз в 16:09, то летом в начале июля утренний намаз начинается в 2:44, а вечерний – в 20:38. Разница – 4 часа. А между тем жители Мекки не сильно беспокоятся по этому поводу, так как разница во времени утреннего и вечернего намаза в зимний и летний период – не больше 1 часа. Они могут совершить зимой последний намаз в 8 часов вечера и лечь спать. А встать часов в 5 и совершить утренний намаз. Время между ночным и утренним намазом – 9 часов. Мекканцы за это время должны спокойно выспаться. А жителям центрального региона России приходится сложнее. В августе последний намаз приходится примерно на 12 часов ночи. А утренний намаз начинается примерно с трех часов. Разница – 3 часа. Либо приходится не спасть до 12 ночи, либо ложиться спать и вставать два раза за ночь – в 12 и в 3 ночи. А как быть тем, кто плохо засыпает после того, как проснулся? Как быть пожилым, неподвижным, для которых вставание, совершение малого омовения и сам процесс совершения намаза могут занять около часа? А потом еще пытаться заснуть. Представляю себе здоровье таких людей. Ведь сон – это важный процесс восстановления организма. Может, им переезжать в Мекку, чтобы удобнее было делать намаз?

Ну это ладно. Это более или менее решаемо. А как быть тем, что живет, например, в Санкт-Петербурге? Сегодня узнать время не составляет особой проблемы, если у тебя есть доступ к интернету. А что делали мусульмане Питера раньше? Как они определяли летом время ночного и утреннего намаза во времена белых ночей? Не у всех были часы. Да и часы не всегда существовали. Как люди поступали раньше, не имея интернета, часов, мечетей? И мне вообще не понятно, как определяют это время когда начинаются белые ночи? Ведь по Корану утренний намаз начинается с первых лучей солнца. Я не говорю о тех странах, где солнце вообще не садится. А теперь представьте себе мусульманина-космонавта. Как ему быть? Когда совершать намаз, если космическая станция не стоит на месте и совершает в сутки 16 полных оборотов вокруг Земли? Для космонавта за 24 часа день сменяет ночь 16 раз. Не будет же он совершать 80 намазов в сутки? Я уже молчу о том, в какую сторону ему поворачиваться во время намаза. И как ему стоять, совершать поясной и земной поклоны в невесомости? Представьте себе, что людям в будущем придется покинуть Землю по какой-то причине (природный катаклизм, техногенная катастрофа и так далее) и придется переселяться в космос, в каком-нибудь искусственном спутнике, или на другие планеты. Возможно, придется улететь далеко, за пределы солнечной системы. Как тогда совершать намаз? В какое время? Почему это все не предусмотрено?

Что интересно, я не встретил ни одного аята, в котором упоминались бы все пять молитв. Нет ни слова о том, что надо совершать пять молитв в день. И вообще, не встречаются цифры, когда речь заходит о якобы совершении молитвы. Некоторые исследователи считают, что эта цифра появилась после хадиса о полете пророка Мухаммада на каком-то летающем животном на небеса, где он встретил Аллаха. Подробно об этом я рассказывал в статье «Было ли вознесение пророка на небеса». Изначально Аллах якобы обязал людей совершать 50 намазов в день. Но благодаря Мухаммаду и его разговору с пророком Мусой, эта цифра была снижена до пяти. Из этого же хадиса взята молитва «Аттахияту», которую мусульмане читают во время намаза после чтения «Аль-Фатиха». Я уже рассказывал о несостыковках и противоречиях в этом хадисе.

Есть ли молитва в других авраамических религиях, похожая на молитву мусульман? Давайте посмотрим. Молитва христиан отличается тем, что у них принято совершать утреннюю и вечернюю молитву. Но у них нет никакого строгого соблюдения времени. Им не нужно становиться в определенную позу, повторять такие-то движения, выбирать специальное место для этого, становиться на молитвенный коврик, поворачиваться в определенную сторону. Обряд омовения у них существует, но он не обязателен. У них существует также церковная молитва, молитва перед едой. Но за невыполнение молитвы у них никто за это не будет гореть в аду. Это добровольное дело каждого. Не нужно читать заученный текст на непонятном языке. Если они и читают какие-то молитвы из священных писаний, то на родном языке. При этом понимание читаемого для них важно.

Молитва иудеев больше схожа с молитвой мусульман. Они совершают обязательную молитву три раза в день: утром, днем и вечером. Молитву они читают на иврите, но допускается чтение на родном языке. При этом важно стоять, расставив ноги. У них тоже есть кибла. Это Иерусалим. Они также делают поклоны во время молитвы. Вот и вся схожесть. Спрашивается, почему у христиан две молитвы в день, у иудеев три (как и у шиитов), а у мусульман – пять? Кто из трех религиозных концессий совершает молитву правильно?

Как ни странно, но зороастризм больше напоминает ислам, чем все остальные религии. У них много общего. Не будем слишком сильно заострять на этом внимание. Нас интересует только молитва. Как и в исламе, они совершают пять молитв в день: утреннюю, полуденную, послеполуденную, вечернюю и ночную. Время молитвы у них соблюдается строго. Существуют временные промежутки, в течение которых можно совершать молитву, точно как в исламе. У них тоже есть коллективная молитва. Во время молитвы они выполняют определенные телодвижения, повторяемые определенное количество раз. У них есть своя кибла, то есть сторона, в которую они обращаются во время молитвы. На счет этого я нашел достаточно противоречивую информацию. В одних источниках говорится, что они зажигают огонь и молятся в его сторону, так как огонь у них символизирует бога Ахура-Мазду. Поэтому их называли огнепоклонниками. Скорее всего, так было раньше. Сейчас же зороастрийцы Ирана молятся в сторону юга, а парсы Индии – севера.

Зороастрийцы большое внимание уделяют гигиене. Они должны соблюдать чистоту с рождения. Поэтому перед молитвой они совершают обязательное омовение, которое включает в себя мытье рук, лица и ног. Существуют чистые и нечистые предметы, животные, растения и люди. Все связанное с рождением ребенка считается нечистым. Менструации – это нечистота. Мертвец – нечистота. Кровь – нечистота. Они могут нарушить омовение. К женщинам вообще было особое отношение во время болезней, месячных и родов. Ей запрещалось выходить на улицу, совершать религиозные обряды. Никто не мог к ней подходить. Есть как большое омовение, так и малое. С чем роднит сегодня мусульманскую молитву, так это с молитвой зороастрийцев. Но я никогда не слышал, чтобы об этом говорили исламские богословы. Может, потому, что это неудобная правда?

Совершение молитвы создает некоторые неудобства, особенно, если ты находишься на работе. Хорошо, если там, где ты работаешь, созданы все условия для этого. С этим нет особых проблем. Но когда нет условий, особенно в немусульманских странах, тебе приходится нелегко. Нет ванной комнаты. Омовение приходится совершать в туалете. А это, во-первых, по исламу считается нечистым местом, а во-вторых, приходится корячиться перед раковиной, совершая акробатические действия. Сложнее с выбором места для поклонения. Хорошо, если ты всегда носишь с собой компактный молитвенный коврик. У меня был такой. Если в немусульманской стране ты совершаешь молитву, обязательно кто-то может до тебя докопаться. Я правда не понимаю людей, которым при виде молящегося мусульманина становится некомфортно. Скорее всего, это просто религиозная нетерпимость. И тем не менее, понимая, что людям это не нравится, ты вынужден совершать намаз. Немусульманам будто кажется, что ты делаешь это им назло. Но по соображениям мусульманина, это обязанность. Пропустил хоть один намаз – получи 6000 лет адских мучений.

Неудобства это создает также для мусульманина. Человек зависим от молитвы. Он все время смотрит на часы, боится пропустить время молитвы. Хорошо, если у него есть программа на телефоне, которая оповещает его о наступлении времени. Ему особо напрягаться не надо. Но что делали люди, когда не было телефонов? А что они делали, когда не было компактных часов, или часов в принципе? Выходили на улицу (если находились в помещении) и отмеряли длину своей тени? В мусульманских странах об этом оповещал муэдзин. Но не везде есть мечети. Там, где я работал, были условия для совершения молитвы. Но телефон должен был быть беззвучным, или отключенным. Мне все время приходилось следить за временем. Мечети в том районе не было. Моя голова либо была забита мыслями о том, чтобы не пропустить время намаза, либо работой. В последнем случае я забывал про время, и бежал совершать намаз с опозданием. Либо вообще забывал, и наступало уже время другого намаза. Считай, получил плюс 6000 лет к мучениям в аду. Чтобы как-то загладить свою вину перед Аллахом, я совершал все дополнительные намазы, читал нужные и ненужные молитвы, читал самый долгий дуа. Помню, с меня все удивлялись, почему я так долго это делаю. Следовательно, на совершение одного намаза у меня уходило много времени. Работа как-то замедлялась. Сложно сконцентрироваться на работе, когда все твои мысли о намазе.

С омовением еще больше проблем. Не везде есть условия для омовения. Если туалет находится далеко, тебе приходится следить за тем, чтобы не нарушить свою чистоту. В разных мазхабах свои правила соблюдения омовения. Я особо не следовал за мазхабами, потому что исходил не из мнения каких-то исламских ученых, а по принципу «наименьшее из зол». Когда ты работаешь в сфере продаж, сложно избежать физического контакта с женщиной. После этого приходится совершать омовение вновь. А как быть тем, кто не может сдерживать газы? Или ты вздремнул где-то буквально на пару минут? Приходится снова бежать в ванную или туалет. Есть более строгие правила сохранения омовения: снятие носков, стрижка ногтей и волос, взгляд на аурат. Аурат – это части тела, которые мусульманин должен закрывать. У женщин – это практически все тело, кроме лица и кистей рук. В немусульманских странах нужно быть слепым, чтобы соблюдать ритуальную чистоту.

Мысли об омовении (как малом, так и большом) и о времени совершения намаза не отпускают тебя практически весь день. И даже ночью. Не дает тебе расслабиться, думать о чем-то другом. Перед выходом из дома ты всегда начеку. Избегаешь женской компании, если ты совершил малое омовение, думаешь о том, где и как будешь совершать намаз. Если нигде нет для этого условий, ты думаешь о том, чтобы быстро закончить свои дела и добраться домой, чтобы спокойно сделать омовение и совершить намаз. В общем, голова твоя забита мыслями о намазе 24 часа в сутки и семь дней в неделю, без перерыва. Это ограничивает твое общение, ограничивает твое внимание, мешает думать о чем-то еще. Такой человек легко управляем. Он не думает о насущных проблемах, о том, что творится вокруг, что творится в собственной стране, да и в мире. Ему можно легко втюхать идею о том, что где-то кто-то оскорбил пророка Мухаммада, или Коран. А он, даже не разобравшись в ситуации, идет крушить все подряд, писать гневные комментарии, в которых в обязательном порядке присутствуют угрозы, избивать и резать головы обидчикам. Потом сами же удивляются, почему мусульман не любят. Потому что надо чаще думать головой. Ненужные мысли забивают голову мусульман, мешают им размышлять. Это касается не только намаза. Мусульмане практически любое действие, любое телодвижение делают с мыслями о том, как это сделать по исламу. И часто произносят слова молитвы. Нужно следить буквально за каждым своим шагом: куда какой ногой входить и выходить, какой рукой пользоваться, куда смотреть, куда не смотреть, чем не дышать (во время поста, например, нельзя вдыхать выхлопные газы), куда не ходить, как есть, чем есть, в какой позе есть, как отправлять естественную нужду, чем подтираться, куда садиться, как садиться (нельзя, например, садиться на тот стул, который еще не остыл после того, как на нем побывала женщина) и так далее в том же духе. А если ты ничем не занят, твоя голова свободна, то нужно думать об Аллахе. То есть, в любом случае твоей голове не дают отдыхать. Она постоянно забита. Как в этом случае в среде мусульман могут появиться ученые, которые что-то открыли, что-то изобрели? Я уже молчу о творческих людях. Музыка запрещена, пение запрещено, рисовать запрещено, делать изваяния запрещено. Книги писать и фильмы снимать вроде не запрещено, но есть много ограничений. Есть даже мнение, что Бог не любит художников, писателей и актеров, поэтому многие предпочитают вообще с этим не связываться. Отсюда - ни ученых, ни творчества. Единственное развлечение – спорт. Поэтому среди кавказских мусульман так много борцов. Как говорится, сила есть, ума не надо.

Почему возникают такие сложности? Разве Бог не говорит в Коране, что облегчил для людей из верование? Чем облегчил? Тем, что предписал только пять намазов, вместо пятидесяти? Но раньше люди совершали только два намаза в день, как говорят сами исламские ученые. Судя по молитве христиан, раньше не было каких-то строгих правил, совершения определенных телодвижений и привязки ко времени. Все делалось добровольно. Так где здесь облегчение?