September 18, 2023

Положение хадисов в Исламе /5

2-ГЛАВА. ЗНАНИЕ о ХАДИCАХ

(Автор этой статьи Аллама Хафиз Мухаммад Аслам Джайраджпури)

Относительно хадисов, то есть изречений, действий, обстоятельств и так далее, которые приписываются посланнику и собраны в ряде книг, с самого начала существовал аргумент, что их статус не связан с Deen (вероустав), а имеет исторический характер, основанный на том факте, что их атрибуция посланнику была неопределенной, потому что статус информации таков, что он изменяется с утра до вечера и становится чем-то совершенно отличным от оригинала. И чем выше статус человека, которому приписываются эти повествования, тем больше вероятность изменений в такой информации, и последний посланник был самым великим человеком на Земле. Поэтому с первого века после хиджры в Умме появились такие секты, которые разрабатывали ахадисы в соответствии со своими интересами и начали приписывать их посланнику. Эти переводы и недостоверные рассказы этих создателей и фабрикаторов, из которых существует множество сборников, служат доказательством того, что из всех видов книг по хадисам, которые находятся в руках Уммы сегодня, ни одна из них не была написана при жизни посланника или его сподвижников. За исключением "Муатта" Имама Малика, который был составлен во втором веке после хиджры, остальные книги ахадисов, включая "Сихах Ситта", были составлены в третьем веке после хиджры и еще позже. Авторы хадисов приняли эти приписи как Дин, и благодаря их влиянию статус ахадисов утвердился в Умме как Дин. Но некоторая группа среди этих авторов всегда считала только Коран полноценным Дином и считала ахадисы историей Дина. Поэтому я хотел привести к свету те главы истории ахадисов, из которых становится явной истина, чтобы можно было определить их настоящий статус.

2.1 Приписывание хадисов

Начало появления этих повествований уже началось при жизни Пророка. Во времена, когда некоторые из его сподвижников не находились в его компании, они задавали вопросы и слушали других сподвижников, присутствовавших при этом, относительно бесед и изречений Посланника. Говорят, что Хазрат Умар говорил: "Мой Ансар*139 (сосед) и я бывали в компании Посланника поочередно каждый день. Затем мы вдвоем обсуждали, что произошло в течение дня, проведенного там"*140.

Но эти люди слушали только от тех, кому они сами доверяли. Это было связано с тем, что в это время существовали лицемеры, которые приписывали Посланнику всякие ложные вещи, и они смешивались с мусульманами, и было их сложно различить среди них. Настолько, что Сам Аллах обратился к Посланнику и сказал:

"Некоторые из мединцев склонны к лицемерию. Ты их не знаешь, но Я знаю их". (9:101)

Кроме того, конкретное указание посланника состояло в том, чтобы воздерживались от приписывания ему слишком многих изречений *141. Поэтому во времена посланника было немного повествований, да и те имели лишь статус новостей. После ухода посланника, когда его сподвижники остались без его присутствии, они в минуты досуга, когда некоторые из них сидели вместе, освежали свои воспоминания о времени с ним. Но в этих повествованиях начали появляться разногласия.

Из-за этого первый халиф, Хазрат Абу Бакр, полностью запретил упоминание каких-либо повествований с приписанием Посланнику и, собрав народ, объявил: "Сегодня вы разногласите, а завтра и последующие поколения тоже будут разногласить. Поэтому не приписывайте никаких изречений Посланнику. Если кто-то спросит, скажите ему, что между нами есть Коран. То, что Коран объявил правильным, считайте правильным, и то, что Коран объявил неправильным, считайте неправильным".*142

Несмотря на это запрет, процесс приписывания продолжался, поскольку это не было объявлено преступлением. Во время второго халифа, Хазрата Умара *143, он также запрещал приписывания.

Карза бин Кааб говорит: "Мы группой однажды отправились в путешествие в Ирак. Хазрат Умар сопровождал нас и достигнув места прощания, сказал: "Знаете ли вы, почему я пришел сюда?" Мы ответили, чтобы почтить и уважить нас. Он ответил: "Да, и также потому, что я хотел сказать вам, что вы идете в то место, где голоса людей напоминают жужжание пчел, когда они читают Коран. Поэтому не делайте их пленниками хадисов, и не лишайте их Корана. И не рассказывайте им хадисов". Карза говорит, что после этого дня он больше не рассказывал хадисов.*144

Хазрат Умар был настолько строг в вопросе приписывания хадисов, что, увидев, как Абу бин Кааб рассказывает хадисы, он взял палку и приготовился бить его*145. Абу Салма однажды спросил Абу Хурайру, который был известен своими многими рассказами хадисов, рассказывал ли он хадисы так же во времена Хазрата Умара. Тот ответил, "Если бы я делал это в его время, Умар бы меня побил"*146.

В этом отношении Хазрат Умар был настолько строг, что он даже не считался даже со сподвижниками Посланника. Сообщается, что он выговорил Хазрата Абдуллаха бин Масъуда, Абу Дарда и Абу Зарра, "Почему вы продолжаете рассказывать хадисы Пророка?" Затем он ограничил их в Медине и до тех пор, пока они оставались живы, не разрешал им покидать ее.

Третий халиф, Хазрат Усман, не обращал внимания на рассказывание хадисов и отвергал их. Мухаммад, сын Хазрата Али, однажды взял записку от своего отца, в которой было написано распоряжение Пророка относительно Закята, и представил ее Хазрату Усману. Тот сказал: "Не впутывай меня в это".*147

Четвертый халиф, Хазрат Али, часто запрещал ссылаться на изречения Посланника. Когда кто-то ссылался на хадис в его присутствии, он заставлял его давать клятву. Он постоянно предостерегал от рассказывания ахадисов, о которых люди не знают: "Вы хотите, чтобы люди начали клеветать на Аллаха и Посланника?"*148

Точно так же, как Хулафаи-Рашидин (первые четыре халифа), сахабы (сподвижники Посланника) также были очень строги к любым приписываниям. Некоторые из них вообще воздерживались от цитирования хадисов. В "Сахихе Бухари" говорится, что Хазрат Абдуллах спросил своего отца, Хазрата Зубайра: "Я ни разу не слышал, чтобы ты рассказывал хадис так, как это делают другие". Он ответил, что он никогда не оставлял Посланника, но слышал как Посланника говорил, "Тот, кто лжет обо мне, пусть готовит себе место в аду". Хазрат Зубайр затем сказал: "Я вижу, что люди добавляют слово "умышленно" в этом изречении, то есть "кто лжет обо мне умышленно". Аллах свидетель тому, что я не слышал этого слова от Посланника".*149

По-видимому, люди добавили это слово, чтобы расширить передачи хадисов, иначе правда заключается в том, что приписывание Посланнику чего-либо неправильного, будь то умышленно или нет, означает приобретение для себя Джаханнама*150. Также приводится цитата из Хазрата Анаса, "Это заявление Посланника не позволяет мне цитировать какой-либо хадис".

В "Сунан Ибн Маджа" говорится, что Абдуррахман бин Абу Лайла попросил Хазрата Зайд ибн Аркам рассказать хадис Посланника. Тот ответил: "Я постарел и стал забывчив, и рассказывать хадис Посланника - это очень серьезное дело". Саиб ибн Язид рассказывает, что он сопровождал Хазрата Саада бин Малика до Медины, но никогда не слышал, чтоб тот рассказывал какой-либо хадис. Точно так же Имам Шаъаби говорит, что он находился на службе у Хазрата Умара около года, но никогда не слышал от него хадиса*151.

Сахабы не только сами не цитировали хадисы, но и, услышав хадисы от других, были скептичны к ним. Именно по этой причине доказано, что большинство сахаба неохотно принимали многие приписывания Посланнику. Те, кто НЕ считают хадисы как часть Дин, получают поддержку своей позиции именно отсюда*152.

Хазрат Абдуллах ибн Аббас не принял рассказ Хазрата Абу Хурайры, что омовение портится всем, чему касался огонь, и сказал, что следовательно, омовение водой, нагретой огнем, также не приемлемо.

Когда Хазрат Махмуд Ансари, который видел Пророка, рассказал хадис, "Огонь ада не коснется того, кто скажет 'Ла илаха иллал-Лах' (Нет бога, кроме Аллаха)", Хазрат Абу Айюб Ансари сказал: "Клянусь Аллахом, я не считаю, что Посланник мог когда-либо говорить такое"*153.

Когда сахабы считали, что некоторые повествования противоречат Корану, они отказывались их принимать. Например, хадис, приписанный Фатиме бинт Каис, "Женщина, получившая бесповоротный развод (Talaq-e-Bain), не имеет права на дом или расходы (Tafqah) от мужа", но Хазрат Умаром не принял этот хадис: "Как я могу принять от женщины то, что противоречит Корану, и она даже не знает, правильно ли она запомнила хадис или нет?"

Когда Ибн-Умар передал хадис, связанный с Калиби-Бадр о том, что мертвые слышат, Уммуль-Муминин*154, Хазрат Аиша*155 сказала: 'Пусть Аллах помилует Ибн Умара, потому что Коран говорит, что мертвые не слышат'. (См. аят 35:22).

Точно так же, когда стали приписывать Хазрат Айше хадис о том, что мертвый человек получает Азабе-Кабр (наказание в могиле), если его родственники оплакивают его, она сказала, что это неправда, потому что Коран говорит, что никто не будет нести ношу другой. (См. 53:38)

Из таких примеров присывания хадисов становится ясно, что сподвижники не считали хадисы окончательным словом в решении какого-либо вопроса и отказывались их принимать, основываясь либо на Коране, либо на своем собственном мнении.

Из-за указанных выше причин, собрание хадисов в эпоху сподвижников было крайне ограниченным. Более того, они были чрезвычайно заняты в практическом мире делом распространения коранического послания и участия в сражениях и победах, у них было мало времени, чтобы сидеть и рассказывать хадисы. Поэтому понятно, что многие из тех преданий, которые им приписываются, были собраны значительно позже, когда собирать хадисы стало хобби. И стало теперь необходимо находить подтверждение для каждого изложения, что было невозможно без ссылки на сподвижника Посланника.

Среди группы сахабов, наибольшее количество изложений приписывается Хазрату Абу Хурайра. Ибн Мухлид говорит, что количество приписываемых ему преданий составляет 5374 *156, хотя он принял Ислам во время битвы при Хайбаре и имел возможность быть с Посланником всего три года.

Так, почему же мы должны верить, что его рассказы могли быть столь многочисленны, и из них много таких, что, если подвергнуть их проверке разума и знания, их нужно ставить под сомнение и оспорить? Поэтому здравый смысл их не приемлет, что это изречения Посланника.

Затем наступил период последователей сподвижников (табиинов), когда над Уммой сгустились тучи тирании Бану Умайя*157. И каждый мусульманин, вместо того чтобы быть свободным, независимым и только слугой Аллаха, каким он был во времена первых четырех халифов, оказался теперь запертым в объятиях монархической диктатуры, и вся Умма была подчинена через силу и террор. Поэтому в психике людей произошло заметное изменение, и состояние праведности и хорошего поведения от времен сподвижников Посланника. Из-за разделения государства и религии, религиозное руководство перешло в руки ученых, что привело к увеличению выдумыванию и передачи хадисов. Тем не менее, среди последователей сподвижников и их учеников существовала большая доля истины, они были очень внимательны к выбору и принятию хадисов. Постепенно, в начале второго века по Хиджре, когда начался период записи хадисов, он принял облик отдельной профессии. Теперь, чтобы получить эти хадисы, хадисособиратели начали встречаться с теми учеными, которые приобрели известность в этой области, таким образом процесс распространения хадисов стал набирать еще больший оборот.

Во времена Аббасидов, начиная с 132 г.х., передача хадисов усилилась, как наводнение, и эта практика распространилась повсеместно во всех мусульманских провинциях того времени. Это было вызвано материализмом халифов и аристократии, и их пренебрежением Deen *158. И все, кто искал Deen, стали собираться вокруг ученых хадисов, повышая таким образом их статус и придавать им величие. Увидев это, тысячи из тех, кто был более заинтересован в мирских наслаждениях и славе, также выбрали профессию хадисов и, рассказывая всевозможные предания, истинные и ложные, начали впечатлять людей своей мудростью, настолько, что количество хадисов увеличилось до многих сотен тысяч. Имам Ибн Ханбал говорит, что количество истинных хадисов более 700 000 *159. Имам Яхья бин Муъин, известный как Амир-ул-Муминин-фил-Хадис (повелитель правоверных в хадисах), владел 1,2 миллионами хадисов *160. В предисловии к "Сахих Бухари" отмечается, что когда Имам Бухари начал писать свой "Сахих", из 600 000 хадисов, которыми он владел, он отобрал и записал 7275, которые соответствовали его критериям.

Но из тех же ученых хадисов, чьим долгом было день и ночь передавать хадисы, возникли люди, которые устали от этого и начали считать это противоречащим праведности (taqwa). Из книги "Mukhtasar Jam’a Bayan-ul-Ilm-Fazl" Хафиза Ибн Абдул Барр (ум. в 463 г.х.), я приведу следующую цитату:

"Заххак ибн Мазахим (ум. 105 г.х.) сказал, что наступит время, когда Коран будет повешен и покрыт паутиной, и никто не будет им пользоваться, и людей будут действовать по хадисам и риваятам. Сулайман ибн Хайян (ум. 196 г.х.), также известный как Абу Халид аль-Ахмар, сказал, что наступит время, когда люди откажутся от судейства (Musahif)), и их единственным развлечением станут хадисы и фикх. Имам Дауд Таи перестал обращаться к хадисам. Его спросили: "Как долго ты будешь сидеть дома, оставив хадисы?" Он ответил: "Мне не нравится идти хотя бы на шаг по тому пути, который противоречит истине".

Хазрату Фазиль ибн Аъяз Абид-уль-Харамайн (ум.187 г.х.) обратилась группа искателей хадисов. Он не разрешил им войти в свой дом и посмотрел на них через окно. Посетители поприветствовали его и спросили о его благосостоянии. Он ответил, "Я в мире с Аллахом, но беспокоен вами. То, чем вы занимаетесь, - это нововведение в Исламе. 'Inna Lillahi wa Inna Ilaihi Raji’oon'.*161 Вы оставили Книгу Аллаха. Если бы вы искали руководство в ней, вы получили бы удовлетворение для сердца. Люди ответили, "Мы ее уже прочитали". Он сказал, "Это такая Книга, которая будет достаточным занятием как для вас, так и для ваших потомков", а затем прочитал следующий аят:

"О люди! К вам от вашего Господа явилось увещевание, исцеление для того, что в груди, верное руководство и милость для верующих. Скажи: «Это — милость и милосердие Аллаха». Пусть они возрадуются этому, ибо это лучше того, что они накапливают" (10:57-58)

Имам Суфьян Саури (ум. 161 г.х.) с сожалением говорил, "Что толку от того знания, в котором, потратив шестьдесят лет, единственное желание - выйти целым и без наказания и без вознаграждения". Он однажды сказал, что если бы в хадисах было что-либо хорошее, то они не увеличивались бы с каждым днем*162.

Имам Шаъаби сказал, что раньше, когда я видел Мухаддиса (эксперта по хадисам), мне это нравилось. Но сегодня ничто не вызывает больше отвращения, чем видеть их лица.

Однажды, обращаясь к группе передатчиков хадисов, он сказал: "(Этот хадис)... мешает вам возвращаться к Аллаху и Саляту, будете ли вы продолжать это делать?"*163

Имам Суфьян ибн Уяйна (ум. 198 г.х.) говорил: "Я бы хотел, чтобы это знание (хадисы) было бы корзиной, полной стекол, и если бы она упала и разбилась на куски, то я бы избавился от ее покупателей". В какой-то момент он сказал: "Тот, кто хочет вступить со мной во вражду, да пусть Аллах сделает его Мухаддисом". Однажды он сказал группе экспертов по хадисам, "Если бы Хазрат Умар видел нас обоих, он бы нас избил". Как и Имам Шаъаби, и он был насторожен относительно Мухаддисов. Чтобы уйти от толпы искателей хадисов, он вернулся в свою родную деревню Mael-Akhzar и говорил, что если бы хадисы были хороши, они бы уменьшались, а не продолжали бы увеличиваться".

Известный поэт своего времени Бакар ибн Хаммад также выражает подобные чувства:

1) После записи всех судеб перо высохло. Теперь некоторые из них несчастны и безнадежны, некоторые неудачливы.
2) Время для людей идет быстро, и Аллах продолжает творить свои создания одно за другим.
3) Я вижу, что хорошего в этом мире становится все меньше, а количество хадисов (преданий и традиций) постоянно растет.
4) Если бы хадисы как и другие благие вещи, - это хорошо и полезно, то их становилось бы со временем все меньше. Я думаю, что между хадисами и благом далекое расстояние.

Приведенные цитаты отражают точку зрения некоторых ученых хадисов, которые признавали величие и всесторонность Корана и считали, что статус хадисов (передачи преданий) не имеет отношения к сути религии (Deen). Эти ученые считали, что обычные собиратели хадисов слишком зациклены на повышении религиозного статуса хадисов и не могут видеть за хадисами иной перспективы.

Для противодействия влиянию этих ученых сторонники хадисов начали подчеркивать важность передачи хадисов для накопления Sawaab *164, и старались поднять их значимость. Кроме того, они сочиняли предания, приписывая их Пророку Мухаммаду, в которых он, по их утверждению, говорил, что самого Корана было недостаточно, и что-то подобное или даже более важное, придет*165.

В противоположность этому такие фигуры, как Хазрат Абу Бакр (первый Халиф), подчеркивали, что Коран достаточен. Хазрат Умар также поддерживал это утверждение, сказав: "Достаточно для нас Книги Аллаха". Приведенные цитаты доказывают, что предания о том, будто Коран недостаточен, являются откровенно ложными, так как они противоречат установленному убеждению ранних лидеров Ислама.

После рассмотрения таких взаимно противоречивых повествований, которые существуют в каждой сфере, мутазилиты*166 сильно атаковали мухаддисов (адептов в области хадисов), утверждая "Вы загрязнили Deen ложными рассказами и создали разделение между учеными". И из-за этого ученые начали противостоять друг другу, даже называть друг друга кафирами, и умма была разделена на секты. Имам Ибн Кайтаба попытался отразить эти возражения, написав книгу "Mukhtalif-ul-Hadeeth", но там не было ничего, кроме хадисов, основанных на казуистике (Muhadassana Taveelat) и противоречивых интерпретаций.

Несмотря на то, что крепость хадисов из-за этих имамов была изрядно потрясена, для мухаддисов не было слишком сложным остановить его в самом начале. В конечном итоге хадисы одержали верх, настолько, что их значимость стала намного выше, чем значимость Корана. Имам Аузаъи сказал, что Коран зависим от хадисов намного больше, чем хадисы от Корана. Имам Яхья ибн Касир сказал, что хадисы имеют преимущество перед Кораном, но Коран не имеет преимущества перед хадисами. Когда имаму Ханбалу сказали это, он ответил, что не осмеливается пойти до такой крайности, но скажет, что хадисы - это объяснение (тафсир) Корана*167.


Сноски:

*139 Он жил на некотором расстоянии от Масджид-и-Набави на улице под названием Бани Уммайя бин Заид.
*140 Сахих Бухари
*141 Ибн-Маджа, стр. 5
*142 Tazkarat-ul-Huffaz имам Захаби
*143 Передается, что он сказал, "Книги Аллаха достаточно для нас".
*144 "Mukhtasar Jam’a Bayan-ul-Ilm" автор Хафиз Абн-и-Абдул Барр, Египет, стр. 175.
*145 "Tazkirat-ul-Huffaz", автор Имама Захаби, том I, стр. 7.
*146 "Taujih-un-Nazar Ila Usulul Asar", Шейх Захир бин Салих Аль-Джазаири, стр. 11-18, Каир.
*147 Там же, страницы 11-20.
*148 "Taujih-un-Nazar Ila Usulul Asar", Шейх Захир бин Салих Аль-Джазаири, стр. 11-18
*149 Там же, стр. 11-18
*150 См. 22:8-9 и 31:6 (прим. ред.)
*151 Там же, стр. 11-18
*152 Там же, стр. 11-18
*153 Сахих Бухари, глава " Salat-un-Navafil Jama’at". Посланник не мог говорить этого, так как это противоречит Корану, который установил Закон Воздаяния. (Прим. ред.)
*154 Ummul Momineen - "Мать верующих" - общий коранический термин для жен Пророка.
*155 Сообщается, что Айша была женой Посланника (не упоминается в Коране), а также, что она была дочерью Абу Бакра - первого халифа. (Прим. ред.)
*156 "Taujih-un-Nazar", стр. 11
*157 Эта династия пришла к власти вслед за первыми четырьмя халифами и известна как диктаторская. (Прим. ред.)
*158 Deen, согласно Корану, постепенно исчез после первых четырех халифов. Вакуум, образовавшийся из-за отсутствия Корана, пришлось заполнить чем-то вроде хадисов, поскольку это облегчало жизнь существующим правителям, позволяя им находить оправдание всему неправильному, что они хотели и что делали. (Прим. ред.)
*159 "Taujih-un-Nazar Ila Usulul Asr", Шейх Захир бин Салих Альджазаири.
*160 "Tаhzib-ul-Asma", том I, стр. 157.
*161 Аят Корана, о том, что все вопросы решаются в соответствии с Божественными законами (2:156)
*162 Коран остается неизменным, поскольку в нем есть постоянные ценности, не меняющиеся со временем и одинаково применимые во все времена ко всем людям.(Прим. ред.)
*163 "Этот хадис" добавлен имамом Суфьяном Саури, а остальное - аят Корана (5:91)
*164 Sawaab означает некую духовную награду в будущем, которая начисляется за выполнение ритуалов, добрых дел и благочестия. (Прим. ред.)
*165 "Mishkat-ul-Masabih", стр. 18
*166 Муътазилиты - группа, которая расходилась с распространенными в то время верованиями (8-10 вв. н.э.).
*167 "Mukhtasar Jam’a Bayan-ul-Ilm", автор Хафиз ибн Абдул Барр, Каир, стр. 223.