quranonly
October 6, 2023

Ответ на вопрос о самых ранних сборниках хадисов  

Вопрос:

Недавно мне попалась статья в журнале Islamic Awareness, где говорится, что уже в первом веке после ухода Пророка Мухаммада существовал сборник хадисов. Примерно вот что я из нее понял :

"Христианские миссионеры часто утверждают, что не существует сборников хадисов, относящихся к первому веку Ислама. По их мнению, первые сборники хадисов были написаны примерно через 250 лет после хиджры.
Доказательством существования сборников хадисов первого века хиджры являются следующие книги: "Сахифа ас-сахихийя" Хаммама: это, пожалуй, один из самых ранних известных сборников хадисов. Хаммам был учеником Абу Хурайры и известен среди знатоков хадисов как заслуживающий доверия. "Мусаннаф" Абд ар-Раззака: Харальд Моцки, упоминавший его как источник достоверных хадисов первого века хиджры, заключает: "Изучая его, я пришел к выводу, что теория, отстаиваемая Гольдзиером, Шахтом и по их следам многими другими - в том числе и мной, - которая в целом отвергает литературу хадисов как исторически достоверный источник для I века хиджры, лишает историческое изучение раннего Ислама важного и полезного вида источника".
К числу важных сборников хадисов второго века хиджры относятся: "Муватта" Малика бин Анаса (ум. в 179 г. по хиджре) основателя маликитской школы юриспруденции. "Муватта" Малика была составлена в середине II века хиджры. Это не свод хадисов в подлинном смысле слова, а собрание практик жителей Медины. Также "Мусаннаф" Ибн Джурайджа (ум. 150 г. по хиджре) и "Мусаннаф" Маъмара бин Рашида (ум. 153 г. по хиджре)". (Ссылка: https://www.islamic-awareness.org/hadith/hadith.html )

Не могли бы Вы высказать свои мысли по поводу этой статьи?


Ответ:

Во-первых, вызывает некоторое удивление, как в статье можно утверждать, что "Мусаннаф" Абд ар-Раззака относится к I в. хиджры, в то время как Абд ар-Раззак жил во II-III вв. хиджры (126-211 гг. хиджры/ 744-827 гг. н.э.). Примечательно, что он был моложе даже Малика ибн Анаса (93-179 гг. хиджры/ 711-795 гг. н.э.), автора "Муватта".

Как известно, даже согласно традиции, самая ранняя критика хадисов восходит к самому Пророку, поскольку он запретил записывать хадисы. Также, по некоторым данным, его ближайшие последователи, первые четыре халифа, запрещали и сжигали все материалы по хадисам, пытаясь предотвратить создание вторичных авторитетов рядом с Кораном. Затем, наряду с этими последователями, многие видные сахабы, табиины и табаа-табиины, как считается, так же яростно выступали против передачи или записи хадисов. Как следует из дальнейших сведений, такое же негативное отношение к хадисам сохранялось и среди ранних поколений мусульман в целом.

Таким образом, по общему мнению хадисоведов, именно в соответствии с запретом раннего мусульманства не записывать хадисы, мы не имеем ни одного авторитетного сборника хадисов на протяжении первых двух веков Ислама.

По-видимому, при постепенном нарушении этого строжайшего запрета хадисы постепенно появлялись, хотя в большей степени в процессе ненадежной устной передачи и фальсификации, а впоследствии, разрастались в почти бесконечном количестве.

В связи с этим, мы можем допустить, с одной стороны, возможность того, что уже в конце первого века хиджры и во втором веке началась компиляция хадисов в виде неавторитетных книг хадисов. С другой стороны, если проанализировать сообщения об этих предполагаемых сборниках, включая "Сахифа ас-сахихийя", "Мусаннаф" Абд ар-Раззака и "Муватта" Малика, то окажется, что ни один из их оригиналов не сохранился, а все, что мы знаем о них, основано на более поздних слухах.

Более того, помимо проблем с ненадежными и непроверенными иснадами (цепочками рассказчиков), дополнительные проблемы с их подлинностью возникают, когда мы обращаемся к их матну (содержанию). Можно ли всерьез полагаться на достоверность такого источника, как "Муватта" (самая известная из всех этих книг), если в ней содержатся, например, такие хадисы:

Ибн 'Умар передал, что Посланник Аллаха сказал, что немусульманин ест семью кишками, а мусульманин - одной кишкой. Муватта 49:9 и 49:10
https://sunnah.com/urn/516610

Абдулла ибн Умар передал: "Посланник Аллаха сказал: Когда иудей приветствует тебя и говорит: "Смерть тебе" (ас-саму алейкум), скажи: "И тебе". https://sunnah.com/malik/53/3

Абдуллах ибн Абу Бакр передал: Посланник Аллаха в письме Амру ибн Хазму написал, что за жизнь полагается сто верблюдов, сто верблюдов за нос, если он полностью удален, за рану в мозг - треть кровных денег, за рану в живот - столько же, за глаз - пятьдесят, за руку - пятьдесят, за ногу - пятьдесят, за каждый палец - десять верблюдов, за зубы - пять, а за рану в голову, обнажающую кость, - пять. https://sunnah.com/malik/43

В другом месте за отрезание пальцев у женщины полагается заплатить кровью: 10 верблюдов за один палец; 20 верблюдов за два пальца; 30 верблюдов за три пальца и 20 (двадцать!) верблюдов за четыре пальца.
https://sunnah.com/urn/515780

Урва ибн аз-Зубайр передал: Посланник Аллаха вошел в дом своей жены Умм Салама. В доме плакал ребенок, и ему сказали, что это от сглаза. Посланник Аллаха сказал: "Почему вы не найдете того, кто произнесет заклинание, чтобы защитить его от сглаза? "
https://sunnah.com/malik/50/4

Абу Хурайра передал, что Посланник Аллаха сказал: "Земля съедает всего сына Адама, кроме копчика. Он был создан из нее, и на ней он построен".
https://sunnah.com/malik/16

Подведем итог:
Не имея ни оригиналов, ни надежного иснада (цепочки рассказчиков), ни достоверного матна (содержания), мы не можем проверить и, поэтому, не можем серьезно относиться ни к одному из этих якобы самых ранних сборников хадисов.