Положение хадисов в Исламе /2
1.5 Поведение сподвижников (сахаба)
После посланника перед нами предстает поведение его сахабов в целом и первых четырех халифов в частности. В Маснаде Имама Ахмада*30 говорится, что сахабы сказали *31:
"Мы записывали все, что слышали от Посланника. Однажды Посланник вышел к нам и спросил: "Что это вы пишете?" Мы ответили: "Все, что мы слышим от тебя, мы записываем". Тогда он ответил: "Что? Еще одна книга наряду с Книгой Аллаха?" (что означает: не делайте этого). Затем он сказал: "Храните Книгу Аллаха чистой и непорочной и не допускайте в ней никаких сомнений и двусмысленностей". Сахабы сказали: "Тогда все, что мы написали, мы собрали на открытом месте и сожгли".
Имам Захаби привел следующее повествование от хазрата Абу Бакра*32:
"Хазрат Абу Бакр собрал людей, следовавших за Посланником, и сказал:
"Люди, вы приписываете Посланнику такие рассказы, о которых сами разногласите. Следующие за вами поколения еще больше увязнут в таких разногласиях. Поэтому необходимо, чтобы вы ничего не рассказывали, приписывая это Посланнику. А если кто-то спросит вас, скажите, что между нами и вами есть Книга Аллаха".
Поэтому необходимо, чтобы те вещи, которые Книга сделала дозволенными, были разрешены (халяль*33), а те, которые были объявлены запрещенными (харам*34), были запрещены*35.
"Хазрат Айша рассказывала, "Мой отец (хазрат Абу Бакр) собрал хадисы Посланника, и их было около 500. Однажды ночью я увидела, что мой отец ворочается в своей постели. Я спросила его: "Ты неспокоен из-за какого-то физического недомогания или до тебя дошли какие-то новости, о которых ты чувствуешь беспокойство? Отец ничего не ответил. Когда наступило утро, он сказал: "Дочь, принеси мне те хадисы, которые находятся у тебя". Затем он позвал принести огонь и сжег их*36".
Что касается Хазрата Умара, то Аллама*37 Ибн Абдул-Барр в своей знаменитой книге "Джами' Байян-уль-Ильм" *38 привел следующее повествование:
"Хазрат Умар бин Хаттаб*39 хотел записать изречения Посланника. Он спросил мнение (фетву) сахабов, и те сказали, что эти хадисы должны быть записаны. Однако хазрат Умар не был полностью уверен в этом совете людей. По этой причине он продолжал совершать Истихара*40 в течение целого месяца. И вот однажды, когда наступило утро, Аллах дал ему единство мысли в сердце, и хазрат Умар сказал людям: "Я намеревался изложить изречения Посланника в письменном виде. А потом я подумал о всех предыдущих народах, которые пришли до вас и которые написали книги и начали спорить о них, оставили Книгу Аллаха. Клянусь Аллахом, я не пожелал допустить, чтобы какая-либо другая книга смешалась с Книгой Аллаха"*41."
И это потому, что (как уже было написано) сам посланник сказал: "Не пишите от меня ничего, кроме Корана. Тот, кто написал что-либо из моих изречений, кроме Корана, пусть уничтожит это".
Хазрат Умар не только принял решение о том, что хадисы не должны быть собраны и скомпилированы, но и пошел дальше. Поэтому в "Табакат"*42 говорится:
"Во время халифата хазрата Умара хадисы стали появляться в изобилии. Он взял с людей обещание принести ему все эти хадисы. Как повелевали, люди приносили ему свои сборники хадисов, а затем он отдавал приказ сжечь их".
Это был третий случай сожжения хадисов. В первый раз сахабы сожгли эти хадисы по повелению Посланника Аллаха в его присутствии. Затем хазрат Абу Бакр поступил так же с коллекцией своего времени, а в третий раз хазрат Умар попросил людей под присягой принести свои сочинения и предал их огню.
Все это происходило в столице исламского халифата. То, что произошло впоследствии, процитировано в "Байян-уль-Ильм "43 хафизом Ибн Абдул Барром:
"Вначале хазрат Умар хотел, чтобы хадисы были собраны. Но потом ему стало ясно, что изложение их в письменном виде не будет для него уместным и правильным.Поэтому он написал во все гарнизоны и города, чтобы все, у кого есть написанные хадисы или что-либо подобное, уничтожили их".
Муназир Ахсан Гилани особо отметил это обстоятельство:
"В I веке Хиджри*44 защита от хадисов и их распространения были не случайной, а преднамеренной".
Перед этим он процитировал слова имама Ибн Хазма, которые так следуют из его книги:
"К моменту смерти Харзата Умара из Египта в Ирак, из Ирака в Сирию и из Сирии в Йемен разошлось не менее ста тысяч экземпляров Корана, если не больше"*45.
После этого он подробно отметил, что если существуют такие договоренности о публикации Корана, то что может помешать правительству опубликовать и хадисы, если оно пожелает. Он заявил, что правительство намеренно не сделало этого. Так обстояло дело с составлением хадисов во времена сахабов, т.е:
(1) Посланник повелевал: "Не приписывайте мне ничего, кроме Корана".
(2) Все хадисы, составленные самими сахабами, были сожжены в соответствии с повелением посланника.
(3) Хазрат Абу Бакар сжег все составленные им хадисы и повелевал людям не цитировать хадисы.
(4) Хазрат Умар после глубокого размышления в течение месяца принял решение, что хадисы не следует ни собирать, ни издавать.
(5) Хазрат Умар велел людям под присягой принести все хадисы и сжег их все.
(6) Он также повелевал всем остальным городам, чтобы те, у кого есть какие-либо хадисы в письменном виде, уничтожили их.
(7) И это произошло не случайно, а, по словам Мауланы Муназира Ахсана Гилани, было сделано намеренно.
В связи с этим хазрат Умар принял решительные меры, строго запретив людям передавать хадисы. Каз'а бин Ка'аб рассказывает:
"Когда хазрат Умар отправил нас в Ирак, он велел нам помнить, что вы отправляетесь в такое место, где голоса людей при чтении Корана гудят, как пчелы. Не отвлекайте их умы хадисами, чтобы они не оставили Коран".
Хазрата Абу Хурайру*46 спросили: "Рассказывал ли ты хадисы таким же образом во времена хазрата Умара?" Он ответил, "Если бы я рассказывал хадисы подобным образом во времена хазрата Умара, то он бы выпорол меня".
В преданиях также говорится о том, что хазрат Умар заключил в тюрьму хазрата Абдуллу бин Масуда, Абу Дарду и Абу Масуда Ансаари за то, что они часто ссылались на хадисы.*47
Можно спорить о достоверности этих повествований, хотя доказательством их достоверности для нас является то, что они соответствуют указаниям Корана и действиям посланника Аллаха. В то же время мы не хотим ввязываться в этот спор, и вам не следует беспокоиться об этом. Ведь даже если бы нам не удалось получить внутренние свидетельства того периода, есть одна реальность, которую невозможно отрицать: к концу первых четырех халифатов не существовало ни одного сборника хадисов, написанного самими халифами или составленного под их непосредственным руководством.
Из всего вышеприведенного следует, что если бы эти халифы считали хадисы неотъемлемой частью Deen, то под руководством халифата они непременно собрали бы и опубликовали хадисы так же, как они широко публиковали и распространяли Коран. Поэтому после посланника мы видим, что при халифах не было предпринято никаких шагов по сбору и составлению хадисов.
1.7 Сборник "Хамам ибн Мунаббих"
После больших исследований и упорного труда ученым-хадиситам удалось найти сборник хадисов I в. н.э., который известен как сборник Хамама ибн Мунаббих.*48 Говорится, что он был учеником хазрата Абу Хурайры. Он умер в 131 году н.э. В сборнике содержится 138 хадисов, о которых сказано, что составлены под руководством своего наставника хазрата Абу Хурайры.
Хазрат Абу Хурайра умер в 58 г. н.э. Из этого можно понять, что сборник был составлен до 58 г. н.э. В этой связи важно отметить, что Хамам ибн Мунаббих составлял хадисы, находясь в Медине до 58 г. н.э., и ему удалось собрать только 138 хадисов, тогда как в III в. н.э., когда имам Бухари принял решение собрать хадисы, он нашел шестьсот тысяч хадисов.
Аналогичным образом имам Ахмад ибн Ханбал*49 собрал один миллион, а имам Яхья 1,2 млн. хадисов. Глубокого осмысления требует и тот факт, что если хадисы, на которые ссылается хазрат Абу Хурайра, исчисляются тысячами, то коллекция его ученика насчитывает всего 138 хадисов. В любом случае это означает, что все индивидуальные усилия, приложенные в течение I в. н.э., привели к составлению Хамамом ибн Мунаббих 138 хадисов. Кроме этого, нет никаких сведений о других письменных материалах того периода.
Впоследствии, около 100 г. хиджры (722 г. н.э.), халиф Умар бин Абдул-Азиз*50 составил несколько хадисов по собственному желанию. После него имам Ибн Шахаб Аль-Матуни (умер в 124 г. н.э.) составил небольшой сборник хадисов по повелеванию омейядских халифов, о котором он сказал: "Я нахожу этот труд безвкусицей" *51. Ни хадисы, составленные хазратом Умаром бин Абдул-Азизом, не сохранились в какой-либо компилятивной форме, ни большой труд, приписываемый имаму Зухри, нигде не прослеживается, хотя в книгах по хадисам, написанных позднее, о них есть упоминания.
После этого началась та эпоха, когда людям пришла в голову мысль начать подробно излагать обстоятельства (историю) первого века н.э. Материалом для этих сочинений послужили те рассказы и предания, которые передавались из поколения в поколение и были распространены среди мусульман того времени.
Некоторые авторы сужали эту обширную тему и собирали только те повествования, которые приписывались Посланнику. Сборники таких изречений известны как книги хадисов (само слово "хадис" означает "изречение"). Первый сборник хадисов, дошедший до нас от этого времени, составлен имамом Маликом (умер около 179 г. по хиджре) и находится в книге под названием "Муатта". В этой книге рассказывается о том, как вели себя сахабы в Медине того времени. В различных изданиях этой книги встречается от 300 до 500 хадисов. После смерти имама Малика процесс составления сборников стал набирать обороты, и другие ученые того времени также задумались о составлении сборников хадисов. В результате в этот период было составлено множество книг хадисов. В период правления Аббасидов наблюдалось беспрецедентное развитие и прогресс в различных областях исламского знания и технологии, и вместе с этим книги хадисов получили широкое распространение и публикацию.
Из различных сборников хадисов наиболее известны два: "Сахих*52 Бухари" и "Сахих Муслим". Имам Бухари (умер около 256 г. н.э.) собрал около 600 тыс. хадисов, которые после редактирования и исключения были сокращены до 2630. Эту книгу ("Сахих Бухари") называют самой достоверной после Книги Аллаха (другими словами, самой правильной книгой в мире после Корана).
Эти книги хадисов относятся к тем видам сборников, которые сегодня получили статус неотъемлемой части Deen. Среди них есть шесть*53 таких сборников, которые считаются достоверными и называются "Сихах Ситта" (т.е. шесть достоверных сборников). Следует иметь в виду, что шииты*54 имеют свои собственные сборники хадисов и не считают достоверными сборники суннитов. Сунниты также не считают достоверными сборники шиитов *55.
*30 Термин "имам" используется в виде префиксального титула для обозначения известных исламских ученых и того, кто возглавляет молитвы.
*31 Следующие строки взяты из книги "Tadween-e-Hadeeth" Маулана Манзир Ахсан Гилани (стр. 249), чтобы не было никаких сомнений в подлинности сказанного.
*32 Первый халиф после смерти Посланника.
*33 Халяль - все, что объявлено мусульманами пригодным для употребления в пищу.
*34 Харам - все, что объявлено мусульманами непригодным для употребления в пищу.
*35 В Тазкират-уль-Хуффаз-и-Захаби, стр. 321.
*36 Tadween-e-Hadeeth, стр. 285-88.
*37 Аллама - это почетный титул, который носят только самые выдающиеся ученые в области исламской мысли, юриспруденции и философии. (Прим. ред.)
*38 Переведено как "Всеобъемлющее заявление о знании".
*39 Второй халиф.
*40 Истихара - ритуал обращения к Аллаху за руководством (не упомянутым в Коране) относительно любого дела в жизни, особенно когда человек должен выбрать между двумя допустимыми альтернативами. (Прим. ред.)
*41 Редактирование хадисов (Tadween e Hadeeth), стр. 394.
*42 Tabаqaat Ibn-e-Sa'ad, том V, стр.141; Tadween-e-Ahadeeth, стр.399.
*43 Jam'a Baiyan-ul-Ilm, том I, стр. 65; Tadween-e-Ahadeeth, стр. 400.
*44 Начиная с 622 г. н.э. год - это вероустав, используемый в исламском календаре.
*45 Tadween-e-Ahadeeth, стр. 216.
*46 Абу Хурайра - на самом деле его звали Абдур-Рахман ибн Сахр аль-Азди Абу Хурайра (603-681 гг. н.э.). Он был сподвижником Посланника и рассказчиком хадисов, наиболее часто цитируемым суннитами (одной из сект).
*47 Все эти повествования см. в Тазкират-уль-Хуффаз.
*48 Опубликовано Др. Хамидуллой Хайдарабади.
*49 Ахмад бин Мухаммад бин Ханбал, которого часто называют "Шейх-уль-Ислам", был важным мусульманским ученым и теологом. Он считается основателем школы Ханбали в исламской юриспруденции.
*50 Он был из династии Омейядов.
*51 Краткий сборник, Баян-уль-Ильм, (опубликованный в Каире).
*52 "Сахих" означает "правильный".
*53 (1) Сахих Бухари; (2) Сахих Муслим; (3) Джами' Тирмизи; (4) Суннан Абу Дауд; (5) Суннан Ибн Маджа; и (6) Суннан Нисаи. Среди них Бухари и Муслим известны как Сахихайн, и между этими двумя Бухари объявлен самой точной книгой после Книги Аллаха.
*54 Мусульмане-шииты считают, что после смерти последнего Посланника руководство, т.е. халифат, должно было перейти к Али бин Абу Талибу (зятю Посланника).
*55 Шииты считают достоверными следующие сборники: (1) "Аль-Кафи" Абу Джафара Мухаммада; (2) "Ман ла Ястахзарах аль-Факих" Шейха Мухаммада ибн Али; (3) "Тахзиб" и (4) "Истибсаар" Шейха Абу Джафара Мухаммада бин Хассана - ни один из этих авторов не является арабом.