russian
March 31, 2022

Повинуйтесь Богу, повинуясь Его Посланнику/Посланию

Традиционисты часто пытаются защитить слухи (хадисы), утверждая, будто наставление Корана "Повинуйтесь Богу и Посланнику" является ссылкой на вторичные источники.

Здесь мы рассмотрим с точки зрения самого Корана, почему их утверждение необоснованно.

1. Коран является единственным авторитетом Ислама

Поскольку Откровение говорит, что оно самодостаточно, полностью и подробно разъяснено самим Откровением, и облегчено для усвоения, значит Коран, согласно самому Корану, должен быть единственным авторитетом Ислама и единственным источником божественных законов.

2. Только Коран передает истинное и полное послание Ислама

Поскольку Коран, таким образом, передает полное послание Ислама, только Коран воплощает настоящий и полный Ислам (21:10, 23:71). Итак, все, что за рамками этого Коранического Ислама, не может быть Исламом, это всего лишь несанкционированное дополнение к Исламу 1*.

3. Повеление "Повинуйтесь Посланнику" было конкретной, ограниченной по времени инструкцией

В то время как так называемые "Вторичные Исламские Источники", такие как Хадисы и Сунна, основаны на ненадежных, непроверяемых слухах, несправедливо приписываемых Пророку, их слепые последователи пытаются построить свои аргументы на неверно истолкованному приказу "Повинуйтесь Богу и повинуйтесь Посланнику", который встречается в более чем 25 аятах Корана.

Однако все эти аяты, если читать в контексте, достаточно ясно показывают, что это повеление изначально было дано в исторических условиях и предназначалось для повиновения живому, здравствующему Посланнику, то есть для повиновения ему как лидеру и реформатору города-государства Медины (4:13, 4:14, 4:42, 4:59, 4:69, 4:80, 5:92, 24:52, 24:54, 24:56, 33:33, 33:36, 33:71, 58:13, 64:12, 72:23), а также военному командиру во время военного времени (3:32, 3:132, 8:1, 8:20, 8:46, 9:71, 47:33, 48:17, 49:14).

Другими словами, все эти аяты необходимо рассматривать в их исторических условиях в соответствии с другими аятами с аналогичными историческими условиями, которые в противном случае содержат очень конкретные, привязанные ко времени инструкции, которые, если их не переосмыслить заново, не могут быть применимы после жизни Пророка.

Таким образом, важно, чтобы мы понимали инструкцию "повиноваться" так же, как следовать, поддерживать, давать, брать и все другие подобные практические указания "делать" и "не делать" – как очень специфичные для времени и места указания, которые позже были неверно истолкованы слепыми последователями традиций.

Подводя итог, можем сказать, что все эти инструкции с привязкой ко времени, являются продолжением инструкции с привязкой ко времени "Повинуйтесь Посланнику" и четко объясняют ее точное значение.

4. Наставление "Повинуйтесь Посланнику" не было абсолютным

Нужно повиноваться Божественному Посланию, переданному Посланником. Кроме того, когда Посланник жив как избранный лидер, следует повиноваться его указаниям и суждениям, если они соответствуют Истине и Справедливости (60:12). Однако живой посланник, как и всякий человек, подверженный ошибкам, должен консультироваться с окружающими его людьми (3:159). Он не может издавать правила от имени Бога, и, как и все остальные, он также несет ответственность за следование ниспосланному Божьему суду (5:48).

5. Указание "Повиноваться Посланнику" было условным

Коран велит повиноваться не только Посланнику, но и "власть имущим" (ср. "Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и тем, кто обладает властью среди вас". 4:59). Кто-то может спросить: если нам нужны хадисы, чтобы повиноваться посланнику, то где же хадисы, чтобы повиноваться "тем, кто обладает властью среди нас"? Кроме того, повиновение Посланнику как лидеру или военачальнику не означает, что его личные слова воспринимаются как божественные заповеди или как абсолютные универсальные законы. Точно так же, как подчинение избранным или назначенным должностным лицам не означает, что нужно слепо подчиняться или некритически принимать личные мнения и идеи мэров, губернаторов и других должностных лиц, которые, например, иногда пишут прозу или стихи. Итак, как подтверждает Коран, повиновение Посланнику не было абсолютным. Оно ограничивалось только тем, что, как известно, является правильным и хорошим (ср. “чтобы они не ослушались тебя ни в одном правильном вопросе 60:12”).

6. В приказе "Повинуйтесь Посланнику" НИКОГДА не используется личное имя какого-либо посланника

Интересно, что всякий раз, когда Коран предписывает "повиноваться Богу и повиноваться Посланнику", он всегда специально использует только нарицательное "Расул" (Посланник, принесший Послание) и никогда не упоминает – ни в одном аяте – имя собственное какого либо посланника, включая Мухаммеда. Таким образом, нигде не говорится: “Повинуйтесь Богу и Мухаммеду”, или “Повинуйтесь Богу и Моисею”, или “Повинуйтесь Богу и Иисусу”, но в нем постоянно говорится: “Повинуйтесь Богу и Посланнику”.

7. В Коране нигде не говорится о Мухаммеде, как о личности

В этой связи важно отметить, что в Коране нигде не говорится о Мухаммеде как личности, а только о Мухаммеде как посланнике, которого четко отделяет от личности, например: "Они отвергают не тебя (как личность), а Божье послание (как Посланника)..." (6:33-34). Таким образом, это никогда не относится к его привычкам в еде, к бороде или одежде или подобным другим повседневным вопросам, связанным с его человеческой личностью, которая является продуктом социально–экономических условий, культуры и традиций определенного места и времени, а относится только к тем конкретным событиям и проблемам, которые связаны с его миссией как Посланника Единобожия.

8. Коран призывает повиноваться Посланию, а не личности Посланника

Таким образом, это указание повиноваться после смерти Пророка следует воспринимать не более чем как безличное, когда выражение Посланник (Расул) становится обобщенным и эквивалентным самому Посланию (Рисалат; 7:62, 7:68, 7:93, 33:39, 72:23, 72:28). Посланник передал миру Послание полного, совершенного и подробного Корана, которое также является точным значением слова "Расул" в Коране.

Это потому, что единственной обязанностью Посланника было донести до человечества божественное Послание - Коран (5:92, 5:99, 13:40). Следовательно, единственное Послание, которое передал Посланник - это Коран (6:19, 7:3, 29:51, 45:6, 50:45). И это также потому, что единственное учение, которое практиковал сам Посланник, - это учение Корана (5:48-49, 10:15, 68:35-44) 2*. Итак...

Поскольку Пророка больше нет среди живых, актуальный вопрос теперь не в том, "Нужно ли" повиноваться Посланнику, а скорее в том, "Как" повиноваться Посланнику. Только через следование Корану или следование пост-кораническим источникам? Ответ прост: это повеление "Повинуйтксь Посланному" заключается в том, чтобы повиноваться тому, что передал сам носитель Послания, а не в том, чтобы повиноваться предполагаемым личным словам или поступкам, позже приписанным ему.

9. Посланник - это то же самое, что и Послание

Коран упорно отождествляет два термина - Расул (Посланник) и Рисалат (Послание) (4:69, 6:33-34, 16:36, 57:19, 72:23 ср. 33:36-37). Это не только потому, что арабское слово Расул (Посланный) происходит от слова Рисала (Послание) и является синонимом этого слова, но и потому, что Посланник не существует без Послания. Это то же самое что messenger и message 3*.

10. В Коране термин Посланник используется для обозначения самого Корана

Мы отмечаем, что Коран использует термин Посланник (расул) для самого Корана, таким образом, еще раз изображая Посланника идентичным Посланию (рисалат) (5:15, 41:3-4, 65:10-11; cf. 4:69, 6:33-34, 11:1-3, 14:1, 16:36, 27:2, 27:77, 32:3, 33:36-37, 34:6, 42:52, 47:30, 51:50-51, 57:19, 72:23) 4*. Это объясняет, почему он иногда критикует "Мухаммеда человека" за несоблюдение "посланного Корана" (8:67-68, 9:43, 9:113-114, 33:36-39, 66:1, 80:1-11).

11. В Коране сказано “Повинуйтесь Посланнику/Расул”, но НИКОГДА не говорится “Повинуйтесь Пророку/Наби”.

В наставлении "Повинуйтесь Богу и Его Посланнику" посланником может быть кто угодно или что угодно, несущее послание Корана. Например: ниспославший Коран, например Джибрил (2:97-98; 19:17-19; 16:102, 26:192-194; 66:4); священные писания, такие как Коран (5:15, 41:3-4, 65:10-11)4; человек, передающий послание, такой как Мухаммад (33:40); и посланники-люди, как вестники любого времени (7:35). Это ясно подразумевает, что посланию необходимо повиноваться, независимо от того, когда, где или как, кем или чем оно передается или доставляется: "О сыны Адама! Если к вам придут посланники из вашей среды, читая вам Мои аяты, то всякий, кто станет богобоязненным и исправит свои деяния, не познает страха и не будет опечален". 7:35

12. Повиновение Посланнику означает повиновение Посланию, которое он передает

Итак, повиновение Посланнику - это повиновение Посланию, переданному Посланником, что то же самое, что следовать посланию Корана, суть которого заключается в подчинении только Богу (6:112-116, 9:1, 64:12-13). Это объясняет, почему в Коране используется выражение "Бог и Его Послания" как взаимозаменяемое с "Бог и Его Посланник": "Вот аяты Аллаха, которые Мы читаем тебе истинно. В какой же рассказ после рассказа об Аллахе и его знамениях они верят?" 45:6 (ср. 2:163-172). Прошу обратить внимание, что здесь Коран запрещает хадисы, используя точное слово "ХАДИС".

13. Повиновение Богу - это повиновение Его Посланию/Посланнику

Повиновение Богу равносильно повиновению Его Посланию/Посланнику, и в них нет двойственности (48:9, 4:14, 8:20) 5*. Это ясно подтверждается, например, следующим аятом, где термин "Он призывает" ("ДАЪА") встречается в глагольной форме единственного числа вместо двойственнной формы, тем самым одновременно ссылаясь на Бога и Его посланника (т.е. Его послание, Коран): "О те, которые уверовали! Отвечайте Аллаху и Посланнику, когда он призывает вас к тому, что дарует вам жизнь. Знайте, что Аллах — между человеком и его сердцем, и что вы будете собраны к Нему" (8:24)

14. Таким образом, функция "ва" (союз "и") в "Повинуйтесь Богу и повинуйтесь посланнику" является пояснительной

Чтобы лучше понять наставление "Повинуйтесь Богу и повинуйтесь Посланнику", важно помнить функцию "ва" (обычно переводится как "и", но иногда это неправильно) на арабском языке и его роль в Коране. Хотя во многих случаях союз действительно служит для обозначения "и", он также играет поясняющую роль в классическом арабском языке, когда "ва" по существу функционирует как случай определения и уточнения. Например: "В них обоих есть фрукты, (ва) финиковые пальмы, (ва) гранаты". (55:68). Здесь "ва" объясняет только "фрукты" и не предназначено для отделения финиковых пальм и гранатов от категории фруктов. Точно так же "Повинуйтесь Богу и повинуйтесь Посланнику" означает "Повинуйтесь Богу, повинуясь Его Посланнику".

15. "Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Его Посланнику" - это единый, одновременный акт

Таким образом, "Повинуйтесь Богу и повинуйтесь Его Посланнику" следует просто понимать как единый, одновременный акт, то есть повиновение одной единственной власти, а не двум отдельным властям. Это происходит потому, что источник един, то есть Бог (6:114), а также потому, что запрещено повиноваться кому-либо или чему-либо, кроме Бога (8:20, 10:35-36). Эта недвойственность божественного послания – Богом через Его Посланника – также обнаруживается, например, в следующем аяте: "Отзыв от Бога и Его Посланника" … (9:1). Подобная недвойственность по сути, выраженная двойственностью по форме, встречается в Коране и во многих других местах 6*.

16. Бог и Его Посланник/посланники не являются двумя отдельными авторитетами

Коран – разъясняющее Послание, которому следовал сам Посланник как единственный божественный авторитет (6:114), – не был издан Посланником, а был только передан им. Вот почему Коран критикует тех, кто считает Бога и Его Посланника двумя отдельными авторитетами (4:150; ср. 9:1). Итак, повиновение Посланнику означает повиновение вдохновенному Посланию/Корану, переданному Посланником, а не слухам, найденным в так называемых исламских вторичных источниках 7* (45:6, 10:32).

17. Коран не допускает никакой божественной власти, кроме Бога

Наконец, важно иметь в виду, что Коран прямо запрещает следовать кому-либо или чему-либо как божественному авторитету, кроме Бога 8* (10:35-36).


* * *

ПРИМЕЧАНИЯ

1*
Поскольку Коран передает полное послание Ислама, только Коран воплощает настоящий Ислам в полном объеме:
"Мы уже ниспослали вам Писание, в котором содержится напоминание о вас. Неужели вы не разумеете?" (21:10);
"А если бы истина зависела от их желаний, то сгинули бы небеса, земля и те, кто на них. Мы даровали им их Напоминание, однако они отвернулись от своего Напоминания" (23:71)
Так что, все выходящее за рамки Коранического Ислама, не может быть религией Бога, они всего лишь местные и временные культуры, традиции, предрассудки, суеверия и личные или групповые мнения, незаконно привнесенные в Ислам под видом религии. Все это импорт и артефакты Ислама, не присущие ему. Они берут начало в созданных человеком авторитетах и являются побочными продуктами различных противоречивых Хадисов и Сунны, написанных столетия спустя после первоначальных событий. Все они переданы длинными цепочками непроверяемых устных рассказчиков, искаженных амнезией, предположениями и домыслами, зачастую с сомнительными мотивами и намерениями.

2*

Традиционисты часто спрашивают: "Если вы не следуете хадисам, как вы "Повинуетесь Богу и повинуетесь Посланнику?"
Ответ таков: Да, нам нужно повиноваться Посланнику. С нами есть живой Посланник, сегодня это - Коран, единственное Послание, переданное Пророком. Мы должны следовать за этим живым Посланником, а не за каким-либо мертвым идолом, изображенным в противоречивых и сомнительных риваятах. Это просто потому, что единственной обязанностью самого Посланника было донести до человечества Божественное Послание, т.е. Коран (5:92, 5:99, 13:40, 16:35, 16:82, 24:54, 29:18, 38:65, 42:48, 64:12)
"Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и остерегайтесь! Но если вы отвернетесь, то знайте, что на Нашего Посланника возложена только ясная передача откровения" (5:92), и, следовательно, единственное Послание, которое передал Посланник, - это Коран (6:19, 7:3, 29:51, 45:6, 50:45).
И это также потому, что единственное учение, которое практиковал сам посланник, - это Коран (5:48-49, 10:15, 68:35-44). Эта позиция аналогична той, которую занимают Cикхи. У Сикхов была цепочка Гуру или наставников, начинающихся с Нанака. Последний Гуру, Говинд Сингх (Govind Singh), перед смертью заявил, что, поскольку после него больше не будет Гуру, их священная Книга (granth) была Гуру для общины сикхов. С тех пор сикхи называют свою священную книгу Гуру Грант Сахиб (Granth Sahib).

3*
"Те, которые повинуются Аллаху и Посланнику, окажутся вместе с пророками, правдивыми мужами, павшими мучениками и праведниками, которых облагодетельствовал Аллах. Как же прекрасны эти спутники!" (4:69)
"Мы знаем, что тебя печалит то, что они говорят. Они не считают лжецом тебя — беззаконники отвергают знамения Аллаха! До тебя посланников также считали лжецами, но они терпели то, что их так называли и обижали, пока не являлась к ним Наша помощь. Никто не исказит слов Аллаха, и до тебя уже дошли некоторые вести о посланниках". (6:33-34)
"Мы отправили к каждой общине посланника: "Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!" (16:36)
"Уверовавшие в Аллаха и Его посланников — это правдивейшие люди. А павшие мученики находятся возле своего Господа, и им уготованы их награда и их свет. А те, которые не уверовали и сочли ложью Наши знамения, являются обитателями Ада". (57:19)
"Мне остается лишь доносить истину от Аллаха и Его послания…" (72:23) (ср. примечание М.Асада к 58:12.
Также: 33:36-37)

4*

В Коране используется термин Посланник (Расул) для обозначения самого Корана. Например:
"О люди Писания! К вам явился Наш Посланник, который разъясняет вам многое из того, что вы скрываете из Писания, и воздерживается от многого. Явились к вам от Аллаха Свет и ясное Писание". (5:15)
Книга, послания которой подробно объясняются, лекция на арабском языке для людей, которые (будут) знать, / Носитель благой вести и предостерегающий увещеватель (т.е. посланник). (41:3-4)
"Писание, аяты которого разъяснены в виде Корана на арабском языке для людей знающих. Оно возвещает благую весть и предостерегает, однако большинство их отворачивается и не слышит". (65:10-11)

5*
Повиновение Богу - это повиновение Его Посланию/Посланнику, в них нет двойственности:
"…чтобы вы уверовали в Аллаха, Его Посланника, почитали и уважали его, прославляли Его утром и перед закатом". (48:9)
"А тех, кто ослушается Аллаха и Его Посланника и преступает Его ограничения, Он ввергнет в Огонь, в котором они пребудут вечно. Им уготованы унизительные мучения". (4:14)
"О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику и не отворачивайтесь от него, пока вы слышите… О те, которые уверовали! Отвечайте Аллаху и Посланнику, когда он призывает вас к тому, что дарует вам жизнь. Знайте, что Аллах — между человеком и его сердцем, и что вы будете собраны к Нему". (8:20,24)
Здесь, еще раз, "ОТ НЕГО" и "ОН ПРИЗЫВАЕТ" относятся к одному, а не к двум субъектам. Это разъясняет такие аяты, как следующие: "Мы отправили посланников только для того, чтобы им повиновались с дозволения Аллаха… Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью". (4:64-65) Эти аяты относятся к лицемерам, которые создавали проблемы во время Пророка (см. 4:61-64)

6*
"Повинуйтесь Богу и повинуйтесь Его Посланнику" следует просто понимать как единый, одновременный акт, то есть повиновение одной единственной власти, а не двум отдельным властям. Подобная недвойственность по сути, выраженная двойственностью по форме, встречается в Коране во многих примерах. Например: Забота о Боге, повинуясь Его посланнику ("Бойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне" (26:110; Тот же призыв делает Нух 26:108, 110; Худ 26:126; Салих 26:144; Лут 26:163; Шуайб 26:179; Муса 3:50; Иса 43:63); Уверовать в Бога и в Иисуса ("Уверуйте в Меня и Моего посланника" 5:111); уверовать в Бога и в Его посланников ("Уверовавшие в Аллаха и Его посланников — это правдивейшие люди" 57:19); уверовать в Послание от Бога полностью ("Мы уверовали в него. Все это — от нашего Господа…" 3:8); отвергать Бога, отвергая Его посланников (…те, которые не веруют в Аллаха и Его посланников 4:150); служить Богу, ничего не приобщая в партнеры (Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей… 4:36); Благодарить Бога, будучи благодарным родителям (Мы заповедали человеку делать добро его родителям 31:14) и так далее.
Следовательно, повиновение любому из Посланников означало повиновение только Богу. Если это означало "Повиноваться хадисам" в дополнение, и если все посланники были посланы для того, чтобы им повиновались как личности (4:64), тогда возникает вопрос: "Почему Коран для Детей Израиля как религиозный авторитет подтверждает только Тору, не подтверждая Мишну (т.е. "Хадисы" от Муса) как дополнительный авторитет?"

7*
Коран критикует тех, кто считает Бога (представленного Кораном) и Его Посланника (предположительно представленного хадисом) как два отдельных авторитета: "Воистину, те, которые не веруют в Аллаха и Его посланников, хотят различать между Аллахом и Его посланниками и говорят: "Мы веруем в одних и не веруем в других", — и хотят найти путь между этим, являются подлинными неверующими. Мы приготовили для неверующих унизительные мучения". (4:150-151; ср. 9:1)
Повиновение Посланнику не означает повиновение дополнительным авторитетам, как например Хадисы Бухари. Вот аяты Аллаха, которые Мы читаем тебе истинно. В какой же рассказ (ХАДИС) после рассказа об Аллахе и его знамениях они верят? (45:6); Таков Аллах, ваш Истинный Господь! Что может быть за истиной, кроме заблуждения? До чего же вы отвращены от истины! (10:32). Итак, повиновение посланнику – это следование посланию Единобожия, которое он передал через Коран, а не предполагаемым сообщениям о его собственном образе жизни как смертного, живущего в определенное время и в определенном месте, его субъективном мнении, арабской культуре, традициях, обычаях, привычках и т.д. "Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику. Если же вы отвернетесь, то ведь на Нашего Посланника возложена только ясная передача откровения. Аллах — нет божества, кроме Него. Пусть же верующие уповают только на Аллаха. (64:12-13) Это наводит на мысль о том, что осознание единства и величия Бога является глубочайшим смыслом и, следовательно, всем божественным посланием в Коране, принесенный человеку посланником (ср. Мы отправили к каждой общине посланника: "Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!". 16:36).

8*
Коран запрещает следовать кому-либо или чему-либо как божественному авторитету, кроме Бога: Спроси: «Есть ли среди тех, кого вы придаете в сотоварищи к Аллаху, такой, который указывает путь к истине?». Скажи: «Аллах указывает путь к истине. Кто более достоин того, чтобы за ним следовали: тот, кто сам указывает путь к истине, или же тот, кто не может найти верного пути, пока ему не укажут на него? Что с вами? Как вы судите?» Большинство их следует своим предположениям, но ведь предположения никак не могут заменить истину. Воистину, Аллаху известно о том, что они совершают. (10:35-36)

SIRAJ ISLAM