russian
April 9, 2022

Заговоры против Корана (30)

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Теперь рассмотрим некоторые фундаментальные вопросы, связанные с тем, что мы описали ранее, а именно:

(1) Какова практическая и этическая ценность мистицизма?
(2) Совместимо ли "Я", описанное в мистическом смысле, с "Я" или "Нафсом", описанным в Коране?
(3) Совместима ли концепция "мистического сознания" с учением Корана? Если нет, то не является ли суфизм чужеродным явлением, выросшим на почве Ислама? Не является ли это заговором против Корана?
(4) Так ли проста и невинна концепция мистического сознания, как кажется из приведенного выше описания? Или под видом "Внутреннего опыта" она стала причиной бед и разрушений в человеческом мире?

КАКОВА ПРАКТИЧЕСКАЯ И ЭТИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ МИСТИЦИЗМА?

Я придерживаюсь мнения, что мистицизм - это всего лишь бегство от реальной жизни, от ответственности и обязанностей в ней. Мистик уходит в так называемый внутренний экстаз или блаженство, отворачивается от мира и забывает не только о своих горестях, но и о нуждах и горестях своих ближних. Короче говоря, его жизнь становится по сути эгоистичной. Но авторы, пишущие на эту тему, утверждают, что такое отношение к мистицизму неверно. Они соглашаются, что, возможно, были мистики, которые заслуживали такого осуждения, но это не универсальный пример. Христианские мистики подчеркивали, что мистическое единение с Богом приносит с собой интенсивную и горячую любовь к Богу, которая должна пролиться в мир в форме любви к нашим родным людям, и что она должна проявиться в делах доброты, милосердия и самопожертвования. Но возникает вопрос, свидетельствует ли о подобном благожелательном поведении мистиков история? Не является ли вся эта толпа провидцев, отшельников, пиров и факиров из джунглей группой паразитов, живущих на хлебе нажитом непосильным трудом своих собратьев. Как может человек, живущий уединенной жизнью, обращать внимание на страдания и горести других, если цель его жизни - избавиться от горестей этого мира? Я приведу здесь несколько примеров, чтобы показать отношение некоторых суфиев к человеческому благополучию в этом отношении:

(а) Крайний аскетизм древних суфиев иллюстрируется историей аль-Фудайля. Рассказывают, что однажды, когда он поцеловал своего маленького ребенка, тот упрекнул его. "Отец, ты любишь меня?" - спросил он. Суфий ответил: "Да". Любишь ли ты Бога?" - "Да". Сколько у тебя сердец?" - "Одно". Тогда как ты можешь одним сердцем любить двоих? Аль-Фудайль убедился в правоте рассуждений своего ребенка: он перестал отныне дорожить человеческими привязанностями и все свое сердце отдал Богу". ("Мистицизм в мировых религиях" Сидни Спенсера).

(б) Выдающейся фигурой среди древних суфиев была святая женщина Рабия, которая родилась за несколько лет до смерти Хасана аль-Басри (в 728 году н.э.)

Говорят, что ее спросили: "Откуда ты пришла?" Она ответила: "Из того мира". Куда ты идешь? "В мир иной". "Что ты делаешь в этом мире?" - "Я скорблю". 'Каким образом?' 'Я ем хлеб этого мира и делаю работу того мира'. ("Мистицизм в мировых религиях" Сидни Спенсера).

Вот как горячая любовь мистиков к Богу переливается в окружающий их мир.

СОВМЕСТИМО ЛИ "Я", ОПИСАННОЕ В МИСТИЧЕСКОМ СМЫСЛЕ, С "Я" ИЛИ "НАФСОМ", ОПИСАННЫМ В КОРАНЕ?

Мистики, как было описано ранее, считают, что наше повседневное сознание наполнено множественностью ощущений, мыслей, желаний и проч. Эти разрозненные элементы удерживаются вместе в единстве, единстве разума и чувств. . Когда "я" освобождается от своег о чувственно-интеллектуального содержания, остается только единство самого "я", изначальное единство за вычетом его содержания. Некоторые мистики отождествляют это индивидуальное Я с универсальным Я, другие считают, что человеческое Я никогда не может быть или стать Богом.

В современной психологии, однако, Я понимается не как сущность, а как форма или схема, которую принимает сырой материал ума при его организации. Это постепенная организация индуктивных влечений, тенденций и способностей, которые составляют биологическое оборудование индивида. Таким образом, самоорганизация происходит под влиянием окружающей среды. Социологи утверждают, что индивид играет незначительную роль в развитии своего "я". Он остается пассивным, пока общество формирует его в той форме, которая пользуется общественным одобрением в данное время. Но, по словам психологов, в развитии личности важно не социальное влияние, которому подвергается человек, а то, как он на это влияние реагирует. Человек, таким образом, не пассивно получает, а активно приобретает личность. Среди философов экзистенциалисты отказываются верить в существование трансцендентной сущности или чего-либо за пределами чувственно-интеллектуального "я".

На этом фоне давайте посмотрим, какова кораническая концепция Самости. Мы уже отмечали ранее, что, согласно концепции психологов, самость - это преходящее явление, основанное на отношениях индивида со средой. Это преходящее явление, основанное на отношениях индивида с окружающей средой. То, чем оно является и чего оно достигает, не имеет значения ни для него самого, ни для мира. Более того, будучи нереальным, оно не может вступить в полноценные отношения и сотрудничество с Реальным. С другой стороны, понятие " Я" у мистиков чисто воображаемое, статичное и эгоистичное. Это нечто, что, по их мнению, может быть обнаружено путем медитации. То, чем оно является на самом деле, не может быть определено или описано. Мистики утверждают, что видят Бесконечное Я напрямую. Это личное дело каждого, но трудно определить, действительно ли они способны что-то увидеть. Но если они вообще способны видеть, то это, по-видимому, носит чисто магический характер, потому что каждый из них дает разное описание этого, в зависимости от верований, обычаев и среды, в которой он живет. Это наркотик, который значительно усиливает человеческое воображение. Мы видим, что доза конопли может не оказывать никакого эффекта на человека без воображения, но на человека с воображением данный наркотик производит различные эффекты. Один может обнаружить себя в окружении "гурий" невыразимой красоты, другой - сидящим на троне в окружении придворных; один может плакать, другой - смеяться, третий - петь; один может молиться, другой - предаваться разврату; все зависит от их соответствующего психического содержания.

Описание коранической концепции человеческого " Я" неотделимо от описания коранической концепции Бога и взаимоотношений человеческого "Я" и Реального "Я".

Согласно Корану, человек не может познать природу Бога, потому что ограниченный объект не может постичь Бесконечное. Поэтому Коран ничего не говорит о природе Бога. Вместо этого в нем ясно и подробно описаны атрибуты Бога, которые дают нам полное представление о Боге. У Бога есть реальная личность, и среди Его творений только человек наделен личностью. Коран называет человеческую сущность "Рух-и-Худа" или божественной энергией:

"Затем придал ему соразмерный облик, вдохнул в него от Своего духа..." (32:9)

Согласно священному Корану, человек состоит из физического тела и человеческой "личности", " Эго" или "Я". Коранический термин для этого - " Нафс". Процессы анаболизма и катаболизма непрерывно изменяют каждую частицу физического тела человека, но личность или "я" человека постоянна и стабильна. Она не перестает существовать со смертью физического тела, но переходит на более высокий уровень существования. Человеческое "я" сохраняет свою индивидуальность на протяжении всей своей жизни. Внешние воздействия, которым оно подвергается, изменяют его, не превращая в нечто отличное от него самого. Оно начинает свою карьеру в неразвитой форме, но наделено колоссальным потенциалом. Это не пассивная сущность, которая формируется под влиянием внешних воздействий; она по сути своей активна и динамична.

Бесконечное Я, или Личность Бога, является высшей и абсолютно полной; человеческое же Я, по сравнению с Ним, ограничено, и поэтому его атрибуты ограничены. Но, несмотря на все это, человеческое "я" содержит большинство божественных атрибутов в скрытом или потенциальном виде, и реализация этих потенциальных возможностей является целью человеческой жизни. О степени развития человеческого "я" можно судить, помня об атрибутах Личности Бога как об эталоне. Чем больше развивается человеческое "я", тем больше, как говорят, оно становится ближе к Богу.

Личность, где бы она ни находилась, обладает некоторыми базовыми характеристиками, одной из которых является ее неделимость. Таким образом, человеческое " Я" не является частью Бесконечного "Я", и мистическая концепция его "растворения" в Бесконечном "Я" противоречит коранической концепции. Кроме того, есть еще две очень важные базовые характеристики Личности. Одна из них - "Хуррият" или Свобода, а другая - "Истигна" или Независимость. В реальной жизни эти характеристики безграничны.

Свобода - неотъемлемое свойство человеческой сущности: Хотя оно действует в сфере природы, его активность исходит изнутри и не определяется естественными причинами. Его чувство ответственности проистекает из чувства свободы. Оно способно функционировать как моральный посредник, потому что оно свободно. Оно может выбрать любое или альтернативное из возможных действий, и ответственность за его выбор полностью лежит на нем. Но, с другой стороны, человеческое "я" не может наслаждаться абсолютной и неограниченной свободой, потому что оно ограничено условиями, в которых живет. В сильно регламентированном обществе сфера его действий может все больше сужаться, потому что такое общество препятствует всякому самовыражению и ограничивает свободу действий. Однако оно может восстановить свою жизнеспособность, только вернув себе свободу.

Есть еще один аспект свободы Самости, о котором стоит упомянуть. Относительно Абсолютного Я в священном Коране сказано:

"Он предписал Себе милосердие" (6:12)

Наложенные на себя ограничения не влияют на свободу Самости. Это указывает на то, что Бог осуществляет Свою власть не как самодержавный монарх, а в соответствии с законами и правилами, которые Он Сам наложил на Себя. Любое действие во вселенной вызывает реакцию в виде проявления определенного божественного атрибута. Такая специфическая реакция на конкретные действия называется Законом Божьим. И законы Бога никогда не меняются.
"Ты не найдешь замены для установления Аллаха..." (35:43)
В физическом мире каждая вещь обязана подчиняться божественным законам:
"Те, кто на небесах и на земле... падают ниц перед Аллахом..." (13:15)
Но, с другой стороны, человеку дана Личность или Самость. Свобода является основной характеристикой Личности, человек не обязан подчиняться (хотя его физическое тело связано, как и все остальное творение), ему дана свобода выбора - подчиняться или не подчиняться.

"Скажи: «Истина — от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует» (18:29)

Но тот, кто подчиняется божественным законам, обеспечивает питание своему " Я " и способствует реализации его потенциальных возможностей, а тот, кто не подчиняется, его " Я " остается неразвитым:

"Преуспел тот, кто очистил ее, и понес урон тот, кто скрыл ее" (91:9-10)

Из вышесказанного ясно, что послушание божественным законам - это не ограничение, наложенное извне, а само собой разумеющееся условие, которое не мешает свободе человеческого "я". Человеческое " Я" развивается в основном через свои собственные усилия. Оно поднимается или падает благодаря своим нравственным или безнравственным поступкам. В Коране сказано:
"Каждый человек является заложником того, что он приобрел" (74:38)
Человек подчиняется "Qanun-e-Mukafat-e Amal" - закону воздаяния. Поступки, соответствующие божественным законам, повышают его ценность, а поступки, противоречащие божественному руководству, понижают ее. Таким образом, рост и распад человеческого " Я" зависит от его собственных действий, а не от внешних сил.
Самость, как ее рассматривает Коран, не статична. Она обладает бесконечной способностью к развитию собственными усилиями (в соответствии с божественным руководством). Оно поднимается на все более высокие уровни существования. Как сказано в священном Коране.

"Вы переходите из одного состояния в другое" (84:19)

Таким образом, человеческое "Я" продолжает развиваться, реализуя свои возможности, и после смерти физического тела переходит на более высокий уровень существования.
Человеческое "Я" способно оценивать ценности, что невозможно на низшем уровне человеческого существа. Это становится возможным только тогда, когда возникает Самость. Чем более развито "Я", тем больше оно может оценить ценности и тем сильнее его стремление к более высокому ценностному опыту.
Поскольку божественные законы являются проявлениями божественных атрибутов, их соблюдение повышает статус человеческого Я и приносит ему избавление и удовлетворение. Например, возьмем случай, когда кто-то говорит другому выпить воды. Это не приказ, а предложение, чтобы облегчить и удовлетворить его потребность в воде.
С одной стороны, подчинение божественным законам приносит утверждение человеческому "я", и человек может убедиться в своем возвышенном положении в физическом мире; с другой стороны, он может судить о высотах и просторах Безграничного Я по сравнению со своим собственным "я".
Как было описано ранее, Священный Коран описывает отношения Бога с человеком как отношения " Высшего Спутника", а человек является "Низшим Спутником" Бога. Слово "рафик" означает спутника, чье общество приносит облегчение и успокоение и является источником возмещения собственных недостатков.
Таким образом, с одной стороны, низший спутник получает возмещение за свои недостатки, утешение и успокоение, а с другой стороны, он усиливает быстроту и красоту исполнения Творческого Замысла Высшего Спутника. В физическом мире мы видим, что с момента появления человека на сцене он начинает манипулировать и изменять случайные действия природы. Добавление человека к биологической эволюции создало новые возможности.
В Коране ясно сказано, что "человеческое я" не может получать питание в изолированном состоянии. Это может произойти только в обществе, основанном на божественных законах. Коран обращается к человеку следующим образом:

"Войди в круг Моих рабов! Войди в Мой Рай!" (89:29-30)

Таким образом, человеческое "Я" или "Нафс", как его описывает Коран, вкратце выглядит следующим образом:

(1) Мы ничего не знаем о реальной природе " Я", кроме того, что оно выражает себя в поведении или деятельности, опосредованной телом.
(2) Оно не является пассивной сущностью, а активно и динамично.
(3) Она не является вещью, открываемой путем медитации. Она скорее дана человеку в потенциальной и неразвитой форме с огромными возможностями для развития. Ее потенциальные возможности могут быть актуализированы путем развития в ней самой атрибутов Абсолютного Я. Эти атрибуты ясно и подробно указаны в священном Коране, последней из богооткровенных книг.
(4) Оно подчиняется закону Воздаяния. На него оказывают непосредственное влияние добровольные действия человека, результаты которых он обязан принять. Преданность благородной цели приводит к его развитию, а безразличие или отрицание абсолютных ценностей разрушают его.
(5) Неделимость - одна из основных характеристик Личности. Поэтому человеческое " Я" не является частью Реального "Я", и, следовательно, вопрос о его слиянии с Реальным "Я" не возникает.
(6) Человеческое "Я" свободно в своих действиях, свобода действий играет важную роль в его развитии. Налагаемые на себя ограничения не влияют на его свободу, они скорее являются источником его развития.
(7) Человеческое Я не может развиваться в изоляции. Социальная жизнь необходима для его развития.

Из вышесказанного ясно, насколько далеки друг от друга кораническая концепция человеческого "Я" и мистическая концепция "Я".

Совместима ли концепция "мистического сознания" с учением Корана? Если нет, то не является ли суфизм чужеродным явлением, выросшим на почве Ислама? Не является ли это заговором против Корана?

Теперь давайте изучим "мистицизм" в свете учения священного Корана. Требуется глубокое применение ума, чтобы понять, как эта порочная практика , осуждаемая Кораном, стала самой сутью исламского образа жизни.