russian
April 1, 2022

Перевод аятов о Саум-Шахр-Рамазан (Allama Parwez)

183-184. Самоконтроль является необходимым условием как для стойкости и выносливости на поле боя, так и для создания справедливой и равноправной социально-экономической системы.

Другими словами, в случае конфликта между вашими физическими желаниями и высокими человеческими ценностями, вы должны отстаивать последние. Кроме того, вы должны приучить себя к тяжелой и трудоемкой жизни.

С этой целью для вас, как и для предыдущих общин, обязателен пост, чтобы вы могли жить по Божественным законам и защитить себя от жизненных ловушек.

Пост длится определенное количество дней (поскольку фиксация времени сама по себе является подспорьем для дисциплинированной жизни). Если (во время Рамадана) кто-то из вас заболел или находится в пути (и пропустил несколько постов), он должен завершить предписанное число постов, постясь в другие дни. Если же человек не болен и не находится в пути, но не может поститься, кроме как с большими трудностями, и поэтому не может восполнить пропущенный пост, он должен дать пищу нуждающемуся человеку вместо него.

Очевидно, что состояние последней названной категории людей не может быть определено законом. Вы сами должны определить, не можете ли вы поститься, кроме как с большими трудностями. Если, оценив свое состояние, вы придете к выводу, что шансы равны, то лучше поститься, даже если это (относительно) трудно для вас, потому что цель, которой служит пост, не может быть достигнута путем предоставления пищи другому, при условии, что вы понимаете причину поста.

185. Здесь возникает вопрос, почему именно месяц Рамадан был выбран для этого коллективного (а также индивидуального) упражнения в самодисциплине. Ответ заключается в том, что Рамадан - это месяц, в который началось откровение Корана, указывающего всему человечеству ясный путь, ведущий к конечной цели, раскрывающий те постоянные ценности, благодаря которым человек может отличить истину от лжи.

Дисциплина, усвоенная через пост, является ежегодной тренировкой, позволяющей оставаться в состоянии готовности к выполнению этой возвышенной программы. Поэтому человек, который в течение этого месяца находится дома, должен поститься. Если человек болен или находится в пути, он должен, как уже говорилось, завершить предписанное количество постов, постясь в другие дни (а о поблажке, разрешенной человеку, который не может поститься иначе как с большими трудностями, уже говорилось ранее). Аллах хочет облегчить вам жизнь и не желает подвергать вас лишениям и трудностям. Еще раз отметим, что пост - это не просто обряд. Его цель - дать вам возможность, с одной стороны, утвердить верховенство Божественных законов в мире в свете данного вам Руководства (9/33), а с другой - дать вам возможность питать свои собственные возможности.

186. В контексте обязанности поститься не думайте, что, ограничивая удовлетворение человеческих потребностей предписанным временем и воздерживаясь от материальных поблажек, вы достигаете близости к Аллаху (как считалось в монашеских культах). (О Расул!) когда Мои почитатели спрашивают тебя обо Мне, скажи им, что Я всегда рядом с ними. (Это значит, что) когда кто-либо взывает ко Мне, чтобы Я наставил его на верный путь, Мое руководство, сохраненное в Коране, отвечает на его призыв. Поэтому скажи им, что путь к близости Аллаха - это полное следование Моим законам, безоговорочно веря в их истинность (7/56, 8/24, 32/15-16, 40/60, 42/26). Следуя этим законам, они смогут твердо идти по правильному жизненному пути.

187. Обратите внимание, что пост длится только от рассвета до заката [2*] В остальное время есть, пить или вступать в половую связь с женщинами не запрещено. Отношения между супругами - самые интимные. Монашество породило представление о том, что безбрачие является средством достижения близости к Аллаху, но Он хорошо знает о важности интимных отношений между супругами для удовлетворения человеческих потребностей, а также об извращениях, фантазиях и самообмане, к которым приводит отказ от супружеских отношений (57/21).

Люди могут устанавливать для себя неестественные ограничения, но Закон Аллаха, возвышающийся над всеми подобными ограничениями, рассеивает ваши сомнения и тревоги и ясно говорит, что в часы от заката до рассвета вам разрешено совокупляться с женами, а также принимать пищу и питье. От рассвета до заката вы обязаны поститься. Если после наступления сумерек вы задерживаетесь в своем центре (обучения или деятельности, например, в масджиде), чтобы обдумать или решить какой-то важный вопрос или проблему, то вы должны полностью посвятить свое внимание этому делу и не возвращаться домой.

Таковы законы, установленные Аллахом в отношении вопросов, которые обсуждались выше. Вам следует придерживаться их. Аллах ясно объясняет Свои законы, чтобы люди могли полностью понять их и следовать им.

188. (Как упоминалось ранее) всегда помните о том, что цель поста - воспитать в вас самодисциплину, с помощью которой вы сможете различать законное и незаконное во всех сферах жизни и отвергать последнее, как бы сильно оно вас ни привлекало.

Например, не пожирайте чужое имущество и не подкупайте чиновников, чтобы они отдали вам то, что принадлежит другому человеку, если вы знаете о последствиях, которые влечет за собой приобретение чего-либо нечестным путем. Таким образом, цель поста заключается в том, чтобы развить вашу личность описанным выше способом.

+++ English original +++


183-184. Self-control is a prerequisite both for steadfastness and fortitude in the battlefield as well as for establishing a just and equitable socio-economic system. In other words, in case of a conflict between your physical drives and lofty human values, you should uphold the latter. Furthermore, you should habituate yourself to leading a hard and laborious life. For this purpose fasting has been made obligatory for you as it was for earlier communities, in order that you may live according to the Divine Laws and protect yourself from the pitfalls of life. Fasting is for a prescribed number of days (as fixation of time itself is an aid to disciplined life). If (during Ramadan) any of you is sick or on a journey (and misses some fasts) he must complete the prescribed number by fasting on other days. But if a person is neither sick nor on a journey yet cannot fast except with great hardship and, therefore, cannot make up missed fasts, he should provided food for a person in need in lieu thereof.
It is evident that the condition of the last named category of persons cannot be determined by Law. It is for you yourself to determine if you are unable to fast except with great hardship. If on assessing your own condition you conclude that the odds are even, then it is better for you to fast even if it is (relatively) hard for you, because the purpose which is served by fasting cannot be attained by providing food to another, provided you understand the rationale for fasting.
185. Here the question arises as to why the month of Ramadan was chosen for this collective (as well as individual) exercise in self-discipline. The answer is that Ramadan is the month during which the revelation of the Quran began which shows all humanity the clear path leading to its ultimate goal, revealing those permanent values whereby one can distinguish truth from falsehood.
The discipline learned through fasting is an annual training to remain in a state of preparedness for the accomplishment of this lofty programme. Hence a person who is at home during this month should fast. If a person is sick or on a journey, he should, as already stated, complete the prescribed number of fasts by fasting on other days (and the concession allowed to a person who cannot fast except with great hardship has been mentioned earlier). Allah wants to make things easy for you and does not want to subject you to hardships and difficulties. Mark again that fasting is not a mere rite. Its purpose is to enable you to establish on the one hand supremacy of the Divine Laws in the world, in the light of the Guidance given to you (9/33) and on the other enable you to nourish your own potentialities.
186. In the context of the obligation to fast, do not think that by restricting the fulfilling of human needs to prescribed times and by abstaining from material indulgences, one is attaining closeness to Allah (as was believed to be the case amongst monastic cults). (O Rasool!) when My devotees ask you about Me, tell them that I am close to them at all times. (This means that) when anyone calls upon Me to lead him to the right path, My Guidance which is preserved in the Quran, answers his call. Therefore, tell them that the way to attain the nearness of Allah is to adhere to My Laws fully, believing implicitly in their validity (7/56, 8/24, 32/15-16, 40/60, 42/26). By following these Laws they will be able to walk firmly upon the right path of life.
187. Take note that fasting is only from dawn to dusk [*2] During other hours, eating, drinking or having sexual intercourse with one's wife is not prohibited. The relationship between the two spouses is a most intimate one. Monasticism engendered the concept that celibacy is a means of attaining closeness to Allah, but He is well aware of the importance of the intimate relationship between spouses in fulfilling human needs, and also the perversions, fantasies and self-deception to which renunciation of marital relationships lead (57/21). Human beings may set unnatural limits upon themselves, but Allah s Law rising above all such limits, dispels your doubts and anxieties and makes it clear that in the hours from dusk to dawn you are permitted to cohabit with your wives, as well as partake of food and drink. From dawn to dusk you are required to fast. If after dusk you are detained at your centre (of training or activity e.g. Masjid) in order to ponder or resolve some important issue or problem, then you should devote your total attention to the task in hand and refrain from going home.
These are the Laws laid down by Allah regarding matters which have been discussed above. You should adhere to them. Allah explains His Laws clearly so that people can fully understand and follow them.
188. (As mentioned earlier) always keep this fact in mind that the purpose of fasting is to create in you the self-discipline by means of which you can distinguish between what is lawful and unlawful in all spheres of life and to reject the latter no matter how strongly you are attracted to it.
For instance, do not devour another s property or bribe officials to give you that which belongs to another person when you are aware of the consequences that follow from acquiring anything unfairly. The purpose of fasting is, thus, to develop your personality in the manner described above.