Заговоры против Корана (31)
Опыт "вахи" (откровения) посланников Бога часто путают с мистическим опытом. Поэтому важно проводить различие между ними.
В священном Коране сказано: "Аллах планирует Свои дела с высоты Своей власти. Когда план предназначен для исполнения, его отправная точка находится на самом низком уровне. Затем он шаг за шагом поднимается на высший уровень, проходя через различные эволюционные стадии (32:5).
Гармония и тесное сотрудничество в работе различных составляющих Вселенной является явным свидетельством того, что все творение происходит по плану и основано на Божественном руководстве. Земля, например, прошла через систематические и хорошо спланированные этапы эволюции за последние 5 000 миллионов лет. Она прошла стадию химической эволюции, которая 2 000 миллионов лет назад была дополнена биологической эволюцией, которая, в свою очередь, была дополнена эволюцией человека миллион лет назад. Как уже говорилось во вступительной главе этой книги, божественное руководство процессом возникновения, развития и эволюции Священный Коран называет "вахи". Это руководство дается неорганическому миру в форме физических и химических законов, причем "вахи" заложено в самом веществе материи.
С другой стороны, на уровне животных руководство дается им в форме инстинкта. В Священном Коране сказано:
"Твой Господь внушил пчеле: «Воздвигай жилища в горах, на деревьях и в строениях"(16:68)
Человек также обладает жизненно важными инстинктами. Благодаря биологической памяти человека жизненный опыт наших ранних предков накапливается глубоко в нас и составляет то, что мы знаем как наши инстинкты; такие как реакция на боль, потребность в пище и отдыхе, способность бороться с инфекцией и т.д. Но эти инстинкты связаны только с нашим физическим телом. Наше тело управляется теми же физическими законами, которые действуют в любой другой части физического мира.
С другой стороны, божественное руководство в случае с человеческой сферой деятельности основано на совершенно иных принципах. Как уже было сказано ранее, оно соответствует такой его особенности, как свобода выбора. Человек обладает способностью выбирать между добром и злом, и он волен выбирать любое из них. Но все же отличить добро от зла нелегко, как нелегко выбрать добро, даже если известно, что оно является добром. В самом человеке нет надежного проводника к тому, что есть добро. Поэтому, несмотря на свой далеко недюжинный интеллект и способность накапливать знания, он часто совершает ошибки. Хорошо известно, что не существует такого понятия, как универсальный моральный кодекс, моральные кодексы различаются в разных культурах. Поэтому человек находится в уязвимом положении по сравнению с другими существами.
Как уже говорилось ранее, человек обладает Самостью. Поэтому ему необходимо руководство в форме, которая не ограничивает его свободу и не лишает его права судить самостоятельно, как это происходит с животными, действующими по инстинкту. Такое руководство дается человеку посредством откровения через избранных людей. Только исключительно одаренный человек, которого Бог считает способным к самообладанию перед лицом такого жизненно важного опыта, может получить руководство непосредственно от Него. Получателя "вахи" священный Коран называет "наби". Он также называется "Расул", поскольку является как получателем, так и передатчиком этого вахи человечеству. Если мы упомянем ниже некоторые характеристики "наби" или "расула", описанные в священном Коране, будет более полезным для понимания обсуждаемой темы.
(a) Он был одним среди людей (18:110)
(b) Он сам был первым, кто повиновался и действовал в соответствии с божественным посланием, которое он принес (6:164)
(в) Он не только принес послание, но и воплотил его как социальный порядок среди своего народа (40:66)
(d) Он никогда не стремился стать наби или расулом, но был избран для этого, поскольку был признан способным выполнить возложенную на него огромную ответственность (42:52).
(e) Он никогда не знал заранее, что будет получать "вахи", пока оно не пришло к нему на самом деле (28:86).
f) Он был послан к людям, чтобы те повиновались ему только в соответствии с божественным руководством. Он никогда не делал людей рабами своих прихотей и желаний. (3:78-79 и 4:64)
(g) Он не был сверхчеловеком и не обладал сверхъестественными способностями. Как и другие люди, он подчинялся законам природы и нес ответственность за свои ошибки, если таковые случались. (34:50)
h) Он не просил награды за то, что сделал для человечества. (10:72)
i) Последнему "наби" Мухаммаду был дан окончательный и полный жизненный кодекс, который призван служить руководством для всех будущих поколений человечества, и на него была возложена функция установления общественного порядка в соответствии с этим кодексом (Коран). "Нубувват", таким образом, завершился вместе с ним, и после этого ответственность за установление этого общественного порядка перешла к тем, кто уверовал в Коран.
Не лишним будет упомянуть, что англоязычные авторы используют слово "Prophet" для обозначения "наби" или получателя "вахи", что является неправильным названием и не имеет никакого отношения к высокому положению того, кто не только является получателем божественного послания, но и наделен ответственностью за его реализацию на практике. Слово "Prophet" означает тот, кто предсказывает события, и первоначально оно было введено в обиход иудеями, имевшими в своих храмах таких предсказателей.
На фоне вышеописанного мы лучше понимаем разницу между "вахи" (откровением) и мистическим опытом. Некоторые люди склонны рассматривать "вахи" как кульминацию мистического опыта. Но это заблуждение, как видно из приведенного выше описания "вахи" и получателя "вахи". Разница между этими двумя типами переживаний является фундаментальной. Это разница типа, а не степени. Мистический опыт, каким бы он ни был, считается доступным каждому человеку, если он готов подчинить себя строгой дисциплине. Он не имеет никакого отношения к внешнему миру. Это личное дело и не подлежит передаче. Мистик не может знания, полученные им, передавать другим. "Наби", напротив, чувствует себя не просто в контакте с Бесконечным Я, но и в общении с Ним. Он совершенно уверен в своем знании, которое предназначено для передачи другим. Цель "вахи" - не удовлетворение желаний или стремлений отдельного человека, а руководство человечеством в целом. Это динамическая сила, которая управляет эволюцией на человеческом уровне.
Слово, используемое Священным Кораном для передачи божественного послания своим посланникам, - "Нузул", это означает, что божественное послание нисходит сверху постепенно и последовательно. Как уже говорилось, никто, кроме посланника Бога, не может узнать способ передачи "вахи". Даже сам посланник Бога не знает до фактического появления "вахи", снизойдет ли оно на него и когда, как сказано в Коране:
"Таким же образом Мы внушили тебе в откровении дух (Коран) из Нашего повеления. Ты не знал, что такое Писание и что такое вера..."(42:52)
Каждый, кто получает некое чувственное знание, может осознать, насколько далеко он продвинулся в его обретении. Но с "вахи" дело обстоит иначе. Посланник Бога ничего не знает о нем до тех пор, пока послание не придет к нему. Он видит реальность не благодаря своим собственным усилиям, напротив, реальность проявляется перед ним. Так сказано:
"Ты не ожидал, что тебе будет ниспослано Писание, но это было милостью от твоего Господа"(28:86)
Откровение не является результатом человеческих усилий. Этот метод передачи божественного руководства начался гораздо раньше, пока последнему посланнику Бога не был дан окончательный, совершенный и полный жизненный кодекс для человечества на все времена с объявлением, что в будущем к нему ничего не будет добавлено. Об этом сказано:
"Слово твоего Господа исполнилось правдиво и справедливо! Никто не изменит Его Слов"(6:115)
После того как нисхождение откровения закончилось, остались только те средства получения знаний, которые являются общими для всех людей. Слова Откровения теперь существуют только на страницах Корана в полной сохранности и защищенности.
Священный Коран призывает человека глубоко размышлять над окружающим его физическим миром и в то же время исследовать глубины коранических учений на основе полученных знаний.
В священном Коране нет ни малейшего упоминания о том, что после завершения "Нубуват" существует какой-либо другой источник знания, кроме перцепционного. С другой стороны, основная вера в мистицизм заключается в том, что даже сейчас существуют средства прямого общения с Богом.
Не странно ли, что люди, утверждающие, что видят Бога напрямую, расходятся между собой? Одни говорят об интровертивном мистицизме, другие - об экстравертивном. Все они говорят о Боге то, чего сами не знают.