Возраст Айши на момент замужества 18+
Говорят, что когда пророк Мухаммад (мир ему) заключил брак с Аишей, ей было шесть лет, а когда она переехала жить к мужу, ей было девять.
Эта порция дезинформации привела к формированию ошибочного мнения о том, что детские браки в Исламе разрешены. Следует отметить, что определяя подлиность хадисов, необходимо соотносить обстоятельства рассказчиков и условия того времени с историческими фактами. Существует только один хадис от Хишама, из которого следует, что возраст Аиши был девять лет, когда она пришла жить к своему мужу.
Многие достоверные хадисы также говорят о том, что повествование Хишама не согласуется с рядом исторических фактов о жизни Пророка, по которым существует единогласие. Ссылаясь на таких учёных, как Умар Ахмед Усмани, Хаким Нияз Ахмед и Хабибур Рехман Кандхульви, я хотел бы привести некоторые аргументы в пользу того, что Хазрат Айше было как минимум 18 лет на момент никяха и как минимум 21 год, когда она переехала в дом Пророка.
По словам Умара Ахмеда Усмани, в суре "Ан-Ниса" говорится, что опекун сирот должен продолжать испытывать их, пока они не достигнут брачного возраста, прежде чем возвращать их имущество (4:6). Из этого учёные сделали вывод, что Коран устанавливает минимальный возраст для вступления в брак, который составляет не меньше чем возраст полового созревания. Поскольку согласие девушки имеет юридическую силу, она не может быть несовершеннолетней.
Хишам бин Урва - главный рассказчик этого хадиса. Его жизнь делится на два периода: период Медина до 131 г. по хиджре и период Ирака, когда Хишаму было уже 71 год. Хафиз Захаби говорил о том, что в поздний период своей жизни Хишам потерял память. Его ученики в Мадине, имам Малик и имам Абу Ханифа, не упоминают этот хадис. Имам Малик и жители Мадины критиковали его за иракские хадисы.
Все рассказчики этого хадиса - иракцы, которые слышали его от Хишама. Аллама Кандехлави говорит, что слова, сказанные в связи с возрастом Хазрат Айши, были тисъа ашара, что означает 19 лет, когда Хишам слышал (или помнил) только тисъа, что означает девять. Маулана Усмани считает, что это изменение было намеренно и сделано злонамеренно.
Историк Ибн Исхак в своём "Сират Расулаллах" приводит список людей, принявших ислам в первый год призыва, в котором имя Айши упоминается как "маленькая дочь Айша" Абу Бакра. Если принять расчеты Хишама, то в то время она вообще еще не родилась.
Через некоторое время после смерти первой жены Пророка, Хадиджа, Хавла предложила Пророку жениться, на "бикр", имея в виду Аишу (Муснад Ахмед). В арабском языке "бикр" используется для обозначения незамужней девушки, которая перешагнула возраст полового созревания и достигла брачного возраста. Это слово не может быть использовано в отношении шестилетней девочки.
Некоторые ученые считают, что Аиша была выдана замуж так рано потому, что в Аравии девочки созревают в раннем возрасте. Но это не было распространенным обычаем арабов того времени. По словам Алламы Кандехлави, ни до, ни после ислама не зафиксировано ни одного подобного случая. Также это никогда не пропагандировалось как сунна Пророка. Пророк выдал замуж своих дочерей Фатиму в 21 год и Рукию в 23 года. Кроме того, Абу Бакр, отец Айши, выдал замуж свою старшую дочь Асма в возрасте 26 лет.
Айша рассказывает, что она присутствовала на поле боя в битве при Бадре (Муслим). Из этого можно сделать вывод, что Хазрат Аиша переехала в дом Пророка в 1 году н. э. Но девятилетнюю девочку нельзя было брать с собой на суровую и рискованную военную миссию.
Во 2 году хиджры Пророк отказался брать мальчиков младше 15 лет в битву при Ухуде. Разве он позволил бы 10-летней девочке сопровождать его? Но Анас сообщил, что видел, как Айша и Умме Сулайм несли козьи шкуры, полные воды, и подавали её солдатам (Бухари). Умме Сулайм и Умме Аммара, другие женщины, присутствовавшие при Ухуде, были сильными, зрелыми женщинами, в обязанности которых входило поднимать убитых и раненых, лечить их раны, носить воду в тяжелых козьих шкурах, снабжать боеприпасами и даже браться за меч.
Айша использовала кунниат - титул, образованный от имени ребенка, - Умме Абдуллах в честь своего племянника и приемного сына. Если бы ей было шесть лет на момент совершения никяха, то она была бы всего на восемь лет старше него, что вряд ли делало его пригодным для усыновления. Кроме того, маленькая девочка не могла отказаться от возможности иметь собственного ребенка и использовать имя приемного ребенка для своего кунниата.
Урва (племянник Айши) как-то заметил, что его не удивляют её удивительные познания в исламском праве, поэзии и истории, ведь она была женой Пророка и дочерью Абу Бакра. Если ей было восемь лет, когда её отец мигрировал, то когда же она научилась у него поэзии и истории?
Существует единое мнение, что Айша была на 10 лет моложе своей старшей сестры Асмы, возраст которой на момент хиджры, или переселения в Мадину, составлял около 28 лет. Из этого можно сделать вывод, что Аише при переселении было около 18 лет. При переезде в дом Пророка она была молодой женщиной в 21 год.
Хишам - единственный рассказчик этого хадиса, подлинность которого спорный, так как он не соотносится с многочисленными историческими фактами того времени.