Положение хадисов в Исламе /4
1.31 Споры о Сунне среди самих суннитов
Кроме хадисов, существует еще один термин "Сунна", он более распространен, чем хадисы, и связан с очень тонкими эмоциями. Слова "Следовать Сунне Посланника - это и есть Deen" можно услышать повсюду. Но вы будете удивлены, узнав определение термина "Сунна", так как ни один из ученых не имеет единого мнения о ней. Несколько лет назад президент Ахл-Хадис Мухаммад Исмаил опубликовал журнал "Идеология хадисов Джамаат-Ислами". В нем он подверг ожесточенной критике Аль-Маудуди (и его единомышленников) за их утверждение о хадисах. Он заявил, что исходя из того значения, которое эти люди вкладывают в понятие "Сунна", их идеология становится похожей на идеологию отрицателей хадисов. В результате в списке отрицателей хадисов, который он опубликовал в своем журнале, кроме Маудуди, Амина Ахсана Ислахи, оказались сэр Саид Ахмад Хан, Маулана Шибли, Маулана Хамид-уд-Дин Фарахи, а также даже сыновья Надауи.
Он писал о них следующее: "Хотя они не называются отрицателями хадисов, их образ мыслей говорит об их пренебрежении к хадисам, а их манера говорить открывает потайные двери отрицания".
Маулана Исмаил также пишет, что Хадис и Сунна это синонимы. Согласно этому его определению, "Книга и Сунна" означает "Коран и Хадис". Однако, по мнению Маудуди, значение понятия "Сунна" иное. В своей книге "Расаил-о-Васаил"*110 он пишет:
"Сунна - это методы практики, которым Аллах поручил Мухаммаду как Посланнику в деле призыва и обучения. Из этой практики исключаются те привычки, которые у нега как у личности были в тот или иной период своей жизни. Эти два аспекта иногда смешиваются в одном понятии, и в такой ситуации различить, какая часть этого действия является Сунной, а какая - привычкой, невозможно без глубокого понимания духа Deen... В вопросах, ближних к социальным и культурным, Посланнику было поручено распространять моральные ценности. Другой аспект - это те решения, которые Посланник сам принимал в своей личной жизни в соответствии с этими моральными ценностями. Некоторые из них исходили из личных предпочтений и характера Посланника, то, что было обусловлено социальной средой, в которой он жил, а некоторые - обстоятельствами того времени, в котором он действовал. Однако ни один из этих вопросов не был предназначен для того, чтобы стать Сунной для всех людей или всех народов".
В той же книге (стр.314) он пишет:
"Есть вещи, которые связаны с характером самого Пророка, образом жизни его племени и обычаям того времени. Не было цели сделать их Сунной, и не следовало так следовать им на основании того аргумента, что, согласно хадисам, Посланник носил определенную одежду. "Шараъиль-Хаййа"*111 также не преследует цели превратить личные предпочтения конкретного человека в Сунну для всех, или социальные обычаи или традиции какого-то народа какой-то эпохи. Если придерживаться именно этого определения термина "Сунна", то можно легко понять, что называть Сунной то, что не является Сунной по критериям шариата, это "бидъа"*112 (нововведение), который является отступлением от Deen".
Иными словами, по мнению Мауланы Исмаила, все, что дошло до нас через достоверные хадисы, является сунной Посланника, и отрицание этого - куфр. Но, по мнению Аль-Маудуди, те достоверные хадисы, которые сообщают о привычках Посланника в его человеческом аспекте, не входят в рамки Сунны. Если кто-то объявляет эти привычки Сунной, то Аль-Маудуди говорит о них следующее:
"Я придерживаюсь того мнения, что объявлять подобные вещи Сунной, а затем настаивать на их соблюдении - это серьезный вид "бидъа" и опасное отступление от Deen, которое в прошлом приводило к крайне плохим последствиям, и есть опасность, что это произойдет и в будущем". (Стр.308).
"Объявлять сунной все те действия, которые Посланник совершал по привычке, а затем требовать от всех людей мира, чтобы они переняли эти привычки, Аллах и Его Посланник никогда не собирались делать этого. Это отступление от Deen". (Стр.300)
В свете этих разъяснений рассмотрим практический пример. В конституции Пакистана есть положение, согласно которому в этой стране не будет применяться закон, противоречащий Книге и Сунне. В стране вводится какой-то новый закон. Маулана Исмаил или те, кто следуют этим убеждениям, оспаривают его, говоря, что он противоречит Сунне и поэтому недопустим. В подтверждение своих доводов они приводят некий хадис. В ответ на это Аль-Маудуди говорит, что этот закон Сунне не противоречит. Первые спрашивают, является ли представленный ими хадис достоверным или нет? Аль-Маудуди отвечает, что, хотя хадис и достоверен, Посланник совершил это действие как человек, по личной привычке, и не совершал его в статусе Посланника Аллаха. Первые спрашивают, какой у вас есть аргумент в пользу того, что Посланник совершил это действие по привычке. В ответ на это Аль-Маудуди утверждает, что такие вопросы не решаются с помощью ссылок или логики, их может решить только тот, кто понимает характер Посланника (о котором говорилось ранее).
Противная сторона в своем ответе заявляет *113:
"Если какая-то партия из уважения к какому-то своему старейшине или лидеру считает его понимающим Божественные Законы или принимает его как понимающий нрав Посланника, а затем дает ему право идти против экспертов по хадисам, принимая и отвергая хадисы по своему усмотрению, или какой-то лидер без всяких оснований говорит о каком-нибудь отвергнутом хадисе, будто увидел в нем "проблески жемчуга", то такая нелепая позиция, безусловно, противна нам. Мы, иншаАллах, будем противостоять этому до конца и будем защитить Сунну Посланника от этих воздушных налетов".
Другими словами, Ахле-Хадис сравнивает высказывания Аль-Маудуди с воздушными налетами на Сунну и объявляет своим долгом защищать Сунну от таких нападок. По этому поводу Маулана Амин Ислахи пишет:
"Хадисы включают в себя все те высказывания, поступки или речи, повествование о которых приписывается Посланнику. Но под Сунной понимается лишь то, что доказано и является известным методом, по которому действовал Посланник, который объявлен им защищенным и который Посланник регулярно практиковал". *114 (стр.25)
В связи с этим Маулана Исмаил пишет:
"Маулана Ислахи сузил определение Сунны настолько, что ее значение будет касаться всего нескольких действий, которые Посланник совершал регулярно, например, нескольких составляющих намаза... Если тысячу раз повторить, что "человек не считает эту Сунну источником Deen", то я его мусульманином не считаю. Вопрос в том, насколько далеко простирается действие этой Сунны - ведь она не действует за рамками нескольких действий, в итоге весь Ислам придется обосновывать откуда-то с другого места. Тогда зачем вообще нужно такое обоснование?" (Стр. 26)
Таково определение Сунны и их различий, о которых говорил Маулана Исмаил:
"По моему мнению, идеи Аль-Маудуди и Мауланы Ислахи противоречат не только школе мысли Ахл-Хадиса, но и мнению всех ученых Ахле-Хадиса. Эти идеи содержат в себе зародыши "Иътизал" (следования другим путем) и "Таджахама"*115. (Стр. 110)
Из этих разъяснений видно, что сторонники единства "Книги и Сунны"*116, не могут прийти к единому мнению даже в самом определении, что такое "Сунна"? То, что одна группа может считать Сунной, для другой группы нововведение и отступление от Deen.
Когда религиозные авторитеты Пакистана потребовали внести в Конституцию положение о том, что в стране не будет действовать закон, противоречащий "Книге и Сунне", мы ответили, что невозможно разработать закон, который будет всеми сектами признан как исламский. Это объясняется тем, что по вопросу "Книги" все секты согласны, а вот Сунна у каждой секты своя. Из-за этого поднялся шум и крик, что Tolu-e-Islam отрицает Сунну, оскорбляет Посланника, стали кафирами, вероотступником и т.д. и т.п. Почти 20 лет эти религиозные ученые обвиняли Tolu-e-Islam в неверии и вероотступничестве, но систему законов, основанную на "Книге и Сунне", так и не смогли разработать, и она не составлена по сей день.
В итоге Аль-Маудуди вынужден был признать и объявить:
"Не существует возможности интерпретировать Книгу и Сунну в вопросах публичного права, с которыми ханафиты, шииты и ахл-хадис были бы единодушно согласны" *117.
Отсюда вытекает, что пока разделение Ислама на различные секты продолжается, каждая из них будет подчиняться лишь своей Сунны по своему мнению (или стандарту). Но как только вы попытаетесь придать этой Сунне единую для всей уммы форму, так следование Сунне (по существующим убеждениям) станет уже невозможным.
1.33 Как повиноваться Посланнику?
Отсюда становится очевидным тот аспект, на котором и сосредоточена вся эта дискуссия, а именно: это повеление Аллаха, причем неоднократное, - повиноваться Посланнику. Тот, кто повиновался Посланнику, повиновался Аллаху. Кто ослушался Посланника, тот сразу же попал в ад. Теперь возникает вопрос: если не повиноваться хадисам, то какова будет форма повиновения Посланнику?
Это тот фундаментальный и важный вопрос, который в этой связи возникает. И таким образом, принятие хадисов как изречений и действий Посланника, а также следование им, доказывая через Коран, называются фундаментальными требованиями имана и ислама. Вопрос очень важный и требует от нас серьезного внимания.
Но прежде чем перейти к ответу на этот вопрос, необходимо обратить внимание на один принципиальный недостаток самой постановки вопроса.
Приводится следующее:
1) Поскольку Коран говорит, что повиновение Посланнику это фарз (обязанность);
2) Поскольку кроме хадисов нет другого способа повиноваться Посланнику;
3) Мы должны принимать хадисы как слова и поступки Посланника. Так, даже несмотря на то, что история хадисов доказывает, что они вовсе не достоверны и не более чем предположение, п.ч. без принятия хадисов как достоверных невозможно выполнить обязанность повиновения Посланнику, поэтому необходимо принять их и считать достоверными.
В такой логике очевидно одно: Отсутствие какой-либо логики.
Теперь вернемся к исходному вопросу.
Реальность такова, что проблемы, возникающие с хадисами (фактически - в отношении природы Ислама), в основе своей связаны с исчезновением правильного значения фразы "Повиновение Аллаху и Посланнику".
Распространенное представление об этой фразе таково, будто Аллах и Посланник - это два разных повиновения: повиновение Аллаху через Коран и повиновение Посланнику через хадисы.
Во-первых, это базовое утверждение о существовании двух повиновений неверно - фундаментальная ценность Корана заключается в том, что повиноваться можно только Аллаху, и кроме этого любое другое повиновение не является легитимным.
Во-вторых, если повиновение Посланнику это - следование хадисам (о чем уже говорилось выше), то, хадисы также должны были быть сохранены, как и Коран, по заверению Аллаха и быть частью обязанностей Посланника, чтобы каждый человек мог с уверенностью и определенностью повиноваться Посланнику. Точно так же, как суть повиновения Аллаху не в том, чтобы считать любое изречение повелением Аллаха по своему воображению, и вслед исполняем. Цель повиновения Аллаху - повиновение через Его Книгу, т.е. Коран, целостность и защиту которого обещал и обеспечил сам Аллах, который составлен и передан Посланником мусульманской умме, и который (Коран) продолжает оставаться с уммой в полностью защищенном виде. Точно так же целью повиновения Посланнику не может быть повиновение любому изречению, которое выдают за повеления Посланника отдельные люди или секты по собственному усмотрению. Поэтому сам факт того, что ни Аллах, ни Посланник не составляли и не защищали хадисы для уммы, является явным доказательством того, что повиновение Посланнику через хадисы не было ни волей Аллаха, ни целью Посланника. *118
Это приводит к другому вопросу: если повиновение Посланнику не может быть достигнуто через хадисы, тогда каков же их метод и способ действия?
1.34 Ислам - коллективная система
Истина заключается в том, что Ислам (как принято считать) не является религией, в которой каждый человек следует тому повелению, какому хочет. Ислам - это коллективная система жизни, в которой повиновение осуществляется как часть коллективной системы правления. Исламская система правления ответственна за исполнение Божественных Законов или требует от людей подчинения этим законам. Этот вид вероустава был впервые создан Посланником, и его целью было добиваться от уммы повиновения Божественным законам. Поэтому коранический термин "Повинуйтесь Аллаху и Посланнику" означает повиновение Божественным законам не индивидуально, а через тот вероустав, который был создан Посланником. Божественные законы даны в Коране, а Посланник как центральный орган исламской системы был ответственен за исполнение и соблюдение этих законов людьми в соответствии с условиями своего времени.
Вторая реальность, требующая внимания, заключается в том, что в Коране есть некоторые заповеди, но по большинству вопросов даны лишь основные ценности. В обязанности исламской системы входила разработка подпунктов при взаимной консультации верующих в рамках этих ценностей и в соответствии со сложившимися обстоятельствами. Именно с этой целью Посланнику было повелено советоваться со сподвижниками, поэтому Посланник разработал подпункты этих ценностей именно таким образом. Например, в Коране в различных аятах повелено давать Закят*119 .
Но нигде не упоминается точная сумма или процент, т.е. это основной принцип, цель которого забота о физическом пропитании и саморазвитии людей в рамках исламской системы. Как будет выглядеть эта заботы? Сколько для этого будет взято у тех, кто может себе это позволить? Как оно будут расходовано? Все эти детали должны были быть проработаны этой системой. Когда Посланник организовывал этй систему, он, возможно, и установил 2,5%, которые взимались с тех, у кого есть возможность.
Отсюда ясно, что "Повиновение Аллаху и Посланнику" не означает, что выплата закята - повиновение Аллаху, а выплата 2,5% это повиновение Посланнику. В исламской системе того времени при выплате 2,5% выполнялось повиновение и Аллаху и Посланнику.
1.36 Вероустав продвинулся вперед
Исламская система (вероустав) не ограничивалась личностью Посланника, поэтому не должна быть закончиться со смертью Пророка. Она должна была развиваться и оставаться в силе до самого Судного дня, поэтому продолжала функционировать и позже в формате Хилафат-ал-Рашида *120.
Теперь "повиновение Аллаху и Посланнику" означало следование законам Аллаха через этот формат, центром которого был Халифат-ал-Расул *121.
В это время повиновение кораническим предписаниям *122 осуществлялось так же, как и при жизни Посланника. Поскольку коранические повеления незыблемы, никто не имеет права вносить в них какие-либо изменения. Что касается подпунктов, которые были разработаны с учетом основных ценностей Корана во времена Посланника, то постоянные/неизменные были оставлены без изменений. А те, которые требовали дополнения или пересмотра в связи с изменением обстоятельств, были обязательно изменены или дополнены. А если возникала необходимость в новом пункте, то он добавлялся. Настолько, что подробности всех тех положений, которые были разработаны во время Посланника, и внесенные в них последующие изменения, или добавление новых положений, можно найти в истории того периода *123.
Из этого также становится ясно, почему подробности всех повелений не приведены в Коране, а также почему Посланник не предоставил умме подробности этих подпунктов и решений в составленном и защищенном виде *124. Повеления Корана и его постоянные ценности должны оставаться неизменными на все времена, поэтому они были защищены. В свете этих предписаний, должны быть разработаны положения, которые со временем могут быть изменены в зависимости от сложившихся обстоятельств, поэтому не было в них необходимости. Сподвижники Посланника осознавали эту реальность, поэтому не считали нужным записывать хадисы, наоборот, они строго запрещали другим это делать. Это объясняется тем, что если бы хадисы были записаны и сохранены, то была велика вероятность того, что их будут считать неизменными, как предписания Корана.
Пока существовал исламский вероустав, он оставался в силе, и "повиновение Аллаху и Посланнику" продолжалось без хадисов. После этого, к сожалению, вероустав не сохранился, и хилафат (халифат) превратился в малукият (диктатуру), а Дин не сохранился в своем истинном виде. Он превратился в дуализм "религии и политики", султаны взяли в свои руки политическую власть, а так называемые религиозные вопросы (верования, поклонения, браки, разводы и личные законы) были переданы в руки так называемых "ученых". Теперь даже понятие "повиновение Аллаху и Посланнику" перестало существовать, так как если в обязанности правительства не входило претворение в жизнь Божественных законов и ценностей в соответствии с Кораном, то повиновение такому правительству было не тождественно "повиновению Аллаху и Посланнику".
Здесь встает вопрос, "как должно осуществляться повиновение Аллаху и Посланнику?" Если бы умме сопутствовала удача, то следовало бы принять решение о необходимости восстановления того вероустава, в котором повиновение исламской системе было бы "повиновением Аллаху и Посланнику". Но этого сделано не было. После этого не оставалось ничего другого, как принять, что повиновение Аллаху должно осуществляться через Коран, а повиновение Посланнику - через хадисы. Таким образом, возникла необходимость в сборе и составлении хадисов *125. После этого, поскольку нигде не удалось создать халифат, который бы следовал вероуставу, установленному Посланником, истинный смысл и метод "повиновения Аллаху и Посланнику" не проявился.
Течение всего этого периода в центре внимания оставались хадисы (или фикх, который продолжал составляться на основе хадисов). Это объяснялось тем, что заповедей в Коране немного, а практических жизненных потребностей много, и эти потребности должны были удовлетворены теми подзаконными актами, которые должны были быть разработаны созданной исламской системой. В отсутствие этих подпунктов внимание постоянно обращалось к хадисам. Когда распространенных хадисов становилось недостаточно для удовлетворения этой потребности, начался процесс создания новых хадисов. На основе новых хадисов возникали новые секты, и затем, чтобы поддержать свой мазхаб (свою систему вероубеждений), каждая секта создавала или изобретала хадисы в соответствии со своими потребностями *126. С течением веков эта концепция превратилась в устоявшийся вероустав и фактически приняла облик имана, согласно которому повиновение Посланнику осуществляется через хадисы, а "те, кто отрицают эти хадисы, отрицают Посланника". Это и есть та ошибочная позиция, которая лежит в основе всех сложностей у мусульман. Есть только один способ выйти из этой неразберихи - вновь установить первоначальный исламский вероустав в соответствии с Кораном.
Это означает, что правительство мусульманской страны должно принять решение том, что оно будет управлять страной в соответствии с неизменными заповедями и ценностями Корана. Правительство должно претворять в жизнь только повеления Корана. Нужно знать, какие указания дает Коран по различным сферам человеческой жизни и каковы наши правовые запросы и требования. Если в материалах хадисов (и фикха), которые доступны нам от поколения к поколению, мы сможем найти такие правила, которые соответствуют кораническим принципам и могут удовлетворить наши требования, то они могут быть приняты как часть законов правительства. Если же таких правил найдено не будет, то правительство должно само разработать подзаконные акты в свете коранических принципов.
Эти ценности останутся неизменными (постоянные ценности), а разработанные с их учетом правила, будь то уже существующие или разработанные самим правительством того времени, могут быть изменены по мере необходимости. Более того, эти правила будут одинаково применимы в исламском правлении, все мусульмане будут иметь право на свободу передвижения, и не будет никакой дифференциации на основе сект. Таким образом, в этом государстве будет создано единство в исповедании Ислама. Тогда общество постепенно станет таким же, каким оно было во времена Посланника и его сподвижников.
Выше уже говорилось о том, что в исламском вероуставе веления и ценности Корана всегда остаются неизменными, однако формат их реализации и подзаконные акты, разработанные с учетом этих ценностей, будут меняться в зависимости от условий и потребностей времени. В связи с этим Аллама Икбал *127 в своем обращении "Принцип Движения в структуре Ислама" сказал:
"Духовная основа всей жизни, согласно исламской концепции, вечна и проявляется в многообразии и изменении. Общество, основанное на таком понимании Реальности, должно примирить в своей жизни категории постоянства и изменения. Оно должно обладать вечными принципами для регулирования своей коллективной жизни, ибо вечное дает нам опору в мире постоянных перемен. Но вечные принципы, когда они понимаются как исключающие всякую возможность изменения, которое, согласно Корану, является одним из величайших "знамений" Бога, ведут к стагнации того, что по своей природе подвижно. Если неудачи Запада в области политических и социальных наук иллюстрируют первый принцип, то инертность Исламского мира на протяжении последних пятисот лет - второй" *128.
"Однако для наших нынешних целей необходимо различать традиции чисто юридического и неюридического характера. В отношении первых возникает очень важный вопрос о том, насколько они отражают доисламские обычаи Аравии, которые в одних случаях были оставлены в неприкосновенности, а в других - изменены Пророком *129. Сделать это открытие трудно, поскольку наши ранние авторы не всегда ссылаются на доисламские обычаи. Невозможно также установить, что обычаи, оставленные нетронутыми с одобрения или молчаливого согласия Пророка, должны были стать универсальными в своем применении. У Шаха Валиуллаха была очень содержательная дискуссия по этому вопросу. Я воспроизвожу здесь суть его мнения. Пророческий метод обучения, по мнению Шаха Валиуллаха, заключается в том, что в целом закон, принесенный Пророком, большей частью учитывает привычки, обычаи и особенности людей, к которым он отправлен. Однако Пророк, нацеленный на всеобъемлющие принципы, не может ни выработать отдельные законы для каждого из народов, ни оставить их на разработку собственных правил поведения. Его метод заключается в том, чтобы обучить один конкретный народ и подготовить его в качестве ядра для создания универсального шариата. При этом он акцентирует внимание на принципах, лежащих в основе социальной жизни всего человечества, и применяет их к конкретным случаям с учетом особенностей поведения людей, находящихся непосредственно перед ним. Ценности шариата (Хукмы), вытекающие из этого применения (например, правила наказания за преступления), являются специфическими для данного народа, и поскольку их соблюдение не является самоцелью, они не могут быть строго соблюдены в отношении всех будущих поколений. Возможно, именно в связи с этим Абу Ханифа, прекрасно понимавший универсальный характер Ислама, практически не использовал эти хадисы. Дело в том, что он ввел принцип ИСТИХСАН, (юридическое предпочтение), что обусловливает необходимость тщательного изучения реальных условий правового мышления. Это позволяет пролить дополнительный свет на мотивы, определявшие его отношение к этому источнику магометанского права. Говорят, что Абу Ханифа не пользовался хадисами, п.ч. в его время не было готовых сборников. Во-первых, говорить о том, что в его время не было сборников, неверно, поскольку сборники Абдуль-Малика и Зухри были составлены не менее чем за тридцать лет до смерти Абу Ханифы. Но даже если предположить, что эти сборники до него не дошли, или что у них не было хадисов, имеющих юридическое значение, Абу Ханифа, как Малик и после него Ахмад ибн Ханбал, то Абу Ханифа мог бы легко составить свой собственный сборник, если бы посчитал это необходимым. В целом же отношение Абу Ханифы к хадисам чисто юридического характера, на мой взгляд, совершенно обоснованно; и если современные мусульмане сочтут более безопасным не пользоваться ими в качестве источника права, то они будут лишь следовать за одним из величайших выразителей исламского права в истории суннизма" *130.
1.39 Аль-Маудуди и составляющие Deen
Аль-Маудуди пишет о и различиях в правилах изменениях во время последнего Посланника:
"Неоспоримым фактом является то, что "Шариъ" (Тот, кто устанавливает Закон, т.е Бог), предписывая исполнение Своих повелений, проявил великую мудрость и знание; Он предложил такие формы, которые отвечают Его целям во все времена и при всех обстоятельствах. Но, несмотря на это, существует множество подпунктов, которые нуждаются в изменениях в соответствии с меняющимися условиями. Условия во времена Посланника или сподвижников в арабском и мусульманском мире, не обязательно будут точно такими же в каждую эпоху и в каждой стране. Поэтому средства и меры, принятые для выполнения предписаний, чтобы сохранить их в неизменном виде во все времена и при любых обстоятельствах, и не вносить каких-либо изменений в их составляющие, это следование традиции и не имеет ничего общего с духом Ислама... Отсюда следует, что для подпунктов, игнорирующих аргументированный текст (т.е. Dalalat-al-Nas) и указательный текст (т.е. Isharat-al-Nas), даже следование букве текста (Sarahat-al-Nas) является неправильным без "глубокого размышления и рассуждения" (taffaquh). А требование рассуждения и размышления (iqtiza-al-taffaqah) заключается в том, чтобы человек следовал целям исламской юриспруденции и вносил изменения в соответствии с этими целями" *131.
Чтобы пояснить это, он в другом месте пишет:
"Сравнивая с Мединой (исламской системой того времени), не надо думать, что мы хотим создать внешнее подобие того времени и отступить от того уровня цивилизации, на котором находится мир, и вернуться к той цивилизации, которая была распространена около 14 веков тому назад в Аравии. Такая трактовка повиновения Посланнику неверна изначально. И большинство религиозных людей ошибочно принимают такую трактовку. Следовать праведным предкам для них - сохранять социальную среду и уровень развития того времени в том окаменевшем виде до самого Судного дня. А также поставить стену вокруг своих мыслей и жизни, закрыв глаза на все основные события в мире за пределами этого мирка, где в пределы этого мирка смена эпох не допускается.
Такое понимание повиновения, которое на протяжении последних многих веков сковывало умы религиозных мусульман в период упадка, на самом деле полностью противоречит духу ислама. Это вовсе не учение Ислама, согласно которому мы проживаем свою нынешнюю жизнь как следствие прошлого и превращаем нашу коллективную жизнь в историческую драму для прошлого. Ислам не учит нас отшельнической жизни и монашеству. Цель Ислама не в том, чтобы породить такую общину, которая стремилась бы остановить динамичные изменения и эволюцию в мире. Напротив, Ислам хочет создать такую общину, которая, останавливает эволюцию и изменения, идущие по неверным путем, пытается направить их по верному пути. Ислам не ограничивает нас, наоборот дает нам дух и хочет, чтобы все те изменения, которые будут происходить во времени и пространстве, и все разнообразные формы жизни, которые будут возникать до вечности, были наполнены этим духом. Наша настоящая миссия в мире, как мусульман, состоит не в том, чтобы, став "хайра умма" (наилучшей общиной), оставаться в качестве тыловых стражей на пути эволюции за теми, кто движется вперед. Наша задача - вести и направлять. Мы созданы для того, чтобы быть "мукаддамат-аль-джайш" (ведущей силой), и секрет нашей "хайра умма" - в "ухриджат лин-наас" *132 (вышедшей из человечества). На самом деле характер и нрав Посланника и его сподвижников, которому следует следовать, заключается в том, что они подчинили физические законы законам шариата, и тем самым выполнили обязанность халифат Аллаха на земле. Они вдохнули дух в цивилизацию своего времени. Поэтому истинное следование Посланнику и его сподвижникам заключается в том, чтобы мы стремились сделать эволюцию социально-экономических изменений и открытий физических законов, ведущих к новым открытиям в области ресурсов, частью исламской цивилизации, как это было сделано в первом веке Хиджры". *133
Метод Маулана Амин Ахсан Ислахи заключается в том, что не только в Коране, но даже в хадисах даются в основном только принципы, то что касается подпунктов, оставлено на усмотрение уммы.
"В Коране и хадисах в основном подробно изложены только основы и принципы *134. Очень мало подробностей о подпунктах. Чтобы восполнить этот пробел в соответствии с существующими обстоятельствами и потребностями, а также для решения всех будущих социальных и политических вопросов, создание законов оставлено на усмотрение самой уммы в соответствии с целями и требованиями Ислама" *135.
Мы также говорили, что в Коране, где упоминается "повиновение Аллаху и его Посланнику" или "ослушание Аллаху и Посланнику" *136, имеется в виду вероустав, созданный для следования Божественным повелениям.
Посмотрим, что говорит Аль-Маудуди. В аяте 33 суры "Аль-Маида" сказано: "Те, которые воюют против Аллаха и Его Посланника, их наказание таково, что..."
То, что объясняет этот аят, Аль-Маудуди говорит в своем "Тафсире", "Тафхим-уль-Куран":
"Воевать против Аллаха и Посланника подобно борьбе против того праведного вероустава (исламской системы), который был установлен в стране с исламским правлением *137. Это означает, что повиновение Аллаху и Посланнику не означает повиновение Корану и хадисам по своему усмотрению, а означает повиновение центральной власти Божественного вероустава, созданной для исполнения повелений Аллаха. Задача этого вероустава - проследить за тем, как должно осуществляться повиновение велениям Аллаха. Это и называется "повиновение Сунне". А тот, кто восстает против этого, объявляется "муртад" (вероотступником) не только идеологически, но и практически - как мятеж против Божественного вероустава. В отсутствие этого вероустава повиновение Аллаху и Посланнику остается индивидуальным актом, который совершается каждым человеком или каждой сектой по их собственным пожеланиям. После создания этого вероустава повиновение Аллаху и Посланнику осуществляется в соответствии с решениями вероустава. А это и есть цель Deen, и именно на этом основании создается единство уммы".
1.40 Биография Посланника (Сират-аль-Расул)
В сборнике хадисов есть раздел о личном характере и нравах Посланника. Праведный характер и поведение последнего Посланника определили вершину человеческой интеллигентности и праведности. К сожалению, в хадисах встречаются такие, которые ставят темные пятна на его характере. Для этого необходимо переписать биографию Посланника в свете Корана и цитировать только те хадисы, которые соответствуют Корану, а те хадисы, которые противоречат Корану или порочат характер Посланника, должны быть отвергнуты *138.
Такова истинная позиция Ислама по хадисам. Если мы не примем эту позицию и не уделим хадисам им свое место, мы никогда не сможем освободиться от этих проблем, в которых умма находится на протяжении столетий.
Мы надеемся, что вы отнесетесь к этой реальности со спокойной душой, потому что это и есть то самое лекарство от хронической болезни уммы.
*110 Часть 1, стр. 311, 317
*111 Буквальное значение - "пути Аллаха".
*112 Бид'ат - любое неисламское действие, совершаемое и пропагандируемое от имени Ислама.
*113 Исламская идеология хадисов Джама'ат-и-Ислами, автор Маулана Исмаил Алсальфи, Гуджранвала, стр. 63
*114 Там же
*115 Это ведет свое происхождение от некоего Джахма, который придерживался иных убеждений.
*116 Коран
*117 Еженедельник 'Asia', Лахор, 23 августа 1970 г.
*118 Действительно, Коран - это милость (Рахмат) Аллаха, содержащее полное руководство, которое необходимо человеку, чтобы повелевать этой жизнью без страха и горя, и которое обеспечивает уверенность (в рае) в будущем. Этот аспект подробно рассматривается в книге автора под названием "Жизнь в будущем; что говорит Коран". (Прим. ред.)
*119 Закят означает "то, что очищает". Он означает передачу фиксированной части своего богатства в качестве налога, как правило, в пользу администрации или правительства, и является одним из так называемых "пяти столпов" Ислама. Коран, который не рассматривается одним из этих столпов, тем не менее, эквивалентен самому Исламу. (Прим. ред.)
*120 Хилафат-и-Рашида - 'праведный халифат' - первые четыре халифа включены в это понятие.
*121 Халифат-аль-Расул - должность халифа после Посланника.
*122 Эти повелевания включают постоянные ценности, отмеченные и разъясненные в Коране. (Прим. ред.)
*123 Подробности можно найти в книге Г.А. Парвеза под названием Shahkar-e-Risalat (the biography of the 2nd Caliph - Umer bin Khattab).
*124 См. 5:101-102.
*125 Именно этот мотив лежал в основе идеи составления истории времен Посланника и его сподвижников. Цель у обоих была одна и та же - одни делали акцент на записи событий, а другие - на порядок.
*126 Коран как книга руководства потерял свое значение, и люди игнорировали его наставления. (Прим. ред.)
*127 Мухаммад Икбал был философом и поэтом, чья поэзия была вдохновлена Кораном. Его лекции опубликованы в книге под названием "The Reconstruction of Religious Thought in Islam", которую можно бесплатно найти в Интернете. (Прим. ред.)
*128 Из книги 'The Reconstruction of Religious Thought in Islam', стр. 147-148
*129 Расулуллах - последний Посланник Аллаха.
*130 Из книги "The Reconstruction of Religious Thought in Islam", с. 154-155
*131 Тафхимаат, опубликованный Мактаба Джама'ат Ислами, Лахор, том II, стр. 327
*132 Часть коранического аята (3:110)
*133 Kitab Nishan-e-rah, опубликованный Мактаба Джама'ат Ислами, Даруль-Ислам, стр. 55
*134 Обратите внимание на объединение Корана и хадисов в качестве руководства - согласно Корану, это является ширком, например, см.18:26, 29:51, 39:45. (Прим. ред.)
*135 Ежемесячник Tarjuman-ul-Quran, Лахор, апрель 1954 г.
*136 Неповиновение Аллаху и Посланнику.
*137 Tahfim-ul-Quran, том I, страница 465, издание 1951 года.
*138 В Коране сказано, что вы не будете спрошены о деяниях тех, кто ушел из жизни: "То был народ, который ушел. Они получат то, что заслужили, а Вы получите то, что заслужите. Вы не будете спрошены о том, что они делали" (2:134). (Прим. ред.)