О МОГИЛЬНЫХ МУКАХ
Согласно Корану, не существует такого понятия, как "Могильные муки" (عذاب القبر). Это понятие совершенно чуждо и не подтверждается в аятах Корана. Это понятие встречается в основном (со всеми ее подробностями) во вторичных источниках мусульманства.
С точки зрения Корана, в момент смерти человек познает "истину", и она для него неопровержима. Затем он войдет в "барзах" - состояние "сна", где всякое представление о времени теряется. Когда человек окончательно проснется, выяснится, что он пробыл в "барзах" до самого Судного дня.
Промежуток времени он будет ощущать, как будто поспал лишь малую часть суток, в то время как на самом деле он "спал" весь период до Судного дня.
Прежде чем мы рассмотрим эти аяты, сразу же возникнет вопрос:
Если после смерти человек подвергается могильным мукам еще ДО суда, зачем тогда Судный День?
Наказание до суда и без суда противоречит понятию Справедливости, а Бог чист и превыше всякой несправедливости. Наказание до суда и без суда, по сути, лишает сам смысл Судного Дня - фундаментальное убеждение Корана, подтвержденное многочисленными сурами и аятами. Бог неоднократно сообщает в Своем Писании, что Он никогда не будет несправедлив к Своим рабам, и ни на вес пылинки не будет допущена несправедливость. Каждый поступок будет записан и учтен (10:61; 34:3; 99:7-8; 4:40).
Кроме того, из Корана следует также и следующее:
С МОМЕНТА СМЕРТИ И ВОСКРЕШЕНИЯ БУДЕТ КАЗАТЬСЯ, ЧТО ПРОШЛО СОВСЕМ НЕМНОГО ВРЕМЕНИ
(17:52) "В тот день Он призовет вас, и вы ответите Ему похвалой и предположите, что пробыли на земле совсем недолго".
(30:55-56) "В тот день, когда наступит Час, грешники станут клясться, что они пробыли на земле или в могилах всего лишь один час. Таким же образом они были отвращены от истины! А те, кому дарованы знание и вера, скажут: "В соответствии с предписанием Аллаха вы пробыли там до Дня воскресения. Это и есть День воскресения, но вы не знали этого".
(10:45) "В тот день Аллах соберет их, словно они пробыли на земле или в могилах всего лишь один дневной час, и они узнают друг друга. Воистину, убыток потерпят те, которые считали ложью встречу с Аллахом и не следовали прямым путем".
(46:35) "Терпи же, как терпели твердые духом посланники, и не торопи Меня с наказанием для них. В тот день, когда они увидят то, что им обещано, им покажется, что они пробыли на земле всего лишь час дня. Таково послание! Разве будет погублен кто-либо, кроме нечестивых людей?"
(79:46) "В тот день, когда они увидят его, им покажется, что они провели в этом мире лишь послеполуденные часы или утро".
Подобное значения дается и в других аятах:
- Отроки в Пещере спали много сотен лет (Бог лучше знает точный срок), но им казалось, что они спали совсем недолго (18:19).
- Человек проспал сто лет, но ему казалось, что он спал только часть суток (2:259)
СУДНЫЙ ДЕНЬ НАСТУПИТ ЗА МГНОВЕНИЕ ОКА
В контексте приведенных выше аятов становится понятным смысл следующего аята, который полностью перекликается с темой Корана. В момент смерти (которая может настигнуть любого из нас в один миг) и до Дня воскресения - всего лишь миг.
(16:77) "Аллаху принадлежит сокровенное на небесах и на земле. Наступление Часа подобно мгновению ока или даже быстрее. Воистину, Аллах способен на всякую вещь!"
КОГДА ЧЕЛОВЕК УМИРАЕТ, ОН ПОПАДАЕТ В "БАРЗАХ" - ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВРЕМЕНИ УТРАЧИВАЕТСЯ
(23:100) "Быть может, я стану совершать праведные поступки, которые я отбросил». Но нет! Это — всего лишь слова, которые он произносит. Позади них будет преграда (араб. - БАРЗАХ) вплоть до того дня, когда они будут воскрешены".
(10:45) "В тот день Аллах соберет их, словно они пробыли на земле или в могилах всего лишь один дневной час, и они узнают друг друга. Воистину, убыток потерпят те, которые считали ложью встречу с Аллахом и не следовали прямым путем".
В МОМЕНТ СМЕРТИ ИСТИНА (О ЦЕЛИ) СТАНЕТ ИЗВЕСТНА, ОСОБЕННО НЕВЕРУЮЩИМ
(6:93) "Кто может быть несправедливее того, кто возводит навет на Аллаха или говорит: "Мне дано откровение", — хотя никакого откровения ему не дано, или говорит: "Я ниспошлю подобное тому, что ниспослал Аллах"? Если бы ты видел беззаконников, когда они оказываются в предсмертной агонии, и ангелы простирают к ним свои руки: "Отдайте свои души! Сегодня вам воздадут унизительными мучениями за то, что вы говорили об Аллахе неправду и превозносились над Его знамениями"
К сожалению, без полного изученич коранического нарратива, и зачастую, в угоду распространенным убеждениям, часто сталкиваемся с использованием отдельных коранических аятов в пользу догматов, которым Коран не учит.
Для подкрепления теории "Наказания в могиле", часто приводится следующий аят:
(40:46) "Огонь, в который их ввергают утром и после полудня. А в День наступления Часа подвергните род Фараона самым жестоким мучениям!"
Если прочитать этот аят в контексте, то становится ясно, что речь идет о Судном дне.
(40:47) "Когда они будут препираться друг с другом в Огне, слабые скажут тем, которые превозносились: «Мы следовали за вами. Не избавите ли вы нас от доли Огня?"
По этой причине, учитывая контекст, трудно брать 40:46 как доказательство "Могильных мук". Взаимные споры между людьми Фараона в Геенне явно указывают на коллективное наказание, а не индивидуальное в могилах.
Следующий аят вносит еще бóльшую ясность:
(40:48) "Те, которые превозносились, скажут: «Все мы — в нем. Воистину, Аллах уже рассудил между рабами". Это решение может быть вынесено лишь в Судный день.
Кроме того, сторонники теории о могильных муках, не могут не признать, что Фараон был потоплен, а впоследствии был сохранен телесно (10:92), т.е. у него нет могилы в привычном понимании. Таким образом, проблемы сторонников данной теории на этом не кончаются. Возникает другой вопрос: как же тогда примирить могильные муки Фараона с тем, что его тело никогда не было погребено. Понятно, что эти аяты цитируются неверно и вне контекста.
Ключ к пониманию любого коранического концепта в том, чтобы оставаться последовательным в отношении всех коранических аятов.
В соответствии со всеми аятами Корана, а также с принципом последовательности, очевидно, что Коран сообщает о том, что смерть человека может наступить в любой момент. В момент смерти человек познает истину, возможную реальность своего предназначения на земле. После этого он войдет в состояние "БАРЗАХ", где любое восприятие человеком времени прекратится. Пробудившись, человек окажется лицом к лицу с Судным Днем, и ему будет казаться, что он отлучался совсем ненадолго (независимо от реального времени).
Тогда-то и начнется окончательный суд, где не будет ни малейшей доли несправедливости (99:7-8). Не будем забывать, что Божье представление о Времени полностью отличается от нашего (22:47; 32:5; 70:4).
ВОПРОСЫ:
• Возможно ли, что люди, будучи нетерпеливые по своей природе, разработали теорию о могильных муках, чтобы устрашать других примерами давно умерших грешников и неверных, для которых уготованы страшные муки в могиле, длящиеся весь период существования человечества? Ведь зачем ждать Дня Воскресения и наказания в будущем, когда гораздо приятнее знать, что неверующий УЖЕ подвергается непрерывному наказанию? Это резко контрастирует с аятами Корана о том, что люди будут наказаны в Судный День. Никакого промежуточного наказания (после смерти и до Судного дня) не существует.
• Если бы была такое несправедливое наказание в могиле, то как можно совместить период наказания того, кто умер 50000 лет назад, и того, кто умирает за день до Судного Дня? Это не справедливо, что человек, умерший 50000 лет назад, должен получить больше наказания в могиле, чем тот, кто умер за день до дня воскресения. Вместе с тем, столь же несправедливо, когда человек получает бóльший срок наказания (на 50000 лет) лишь по той причине, что был сотворен в другую эру.
• Не всех хоронят в могиле, кого-то кремируют, кто-то застывает на вершинах гор (например, при неудачном восхождении), кто-то погибает в авиакатастрофах или по-другому. Для тех, кто хочет примириться с наказанием в могиле, более правдоподобным было бы понятие "НАКАЗАНИЕ В БАРЗАХЕ", т.к. это состоянии, не ограниченное захоронением в могиле. Если даже назвать так, то все равно остается вопрос: Почему Коран абсолютно молчит о таком наказании? Более того, почему в большинстве хадисов, посвященных могильным мукам, говорится о наказании физическом? Коран четко говорит, что для человека время от момента смерти до пробуждения - всего лишь часть дня.
Каждую ночь мы засыпаем (в Коране это созвучно со словом "Смерть" 39:42), и каждое утро наступает новый подъем - "возвращаемся к жизни". Каждая ночь - это "тренировка", сходная со смертью, и каждый рассвет - о воскрешении, хотя люди в неведении о знамениях Бога.
(39:42) "Аллах забирает души в момент смерти, а ту, которая пока не умирает, — во время сна. Он удерживает ту, которой предопределил смерть, а другую отпускает до определенного срока. Воистину, в этом — знамения для людей размышляющих".