Достаточно нам Корана 4/13
УТВЕРЖДЕНИЕ № 4
Задача Посланника состояла не только в том, чтобы довести Послание Корана (как например почтальон), но и в том, чтобы объяснять и комментировать его. Во многих аятах Корана говорится, что он учит людей Писанию. То чему научил Посланник, содержится в сборниках хадисов. Таким образом, Коран - это теория, а сборники хадисов - ее практическое применение.
РАЗЪЯСНЕНИЕ
Правильно утверждать, что обязанность Посланников не ограничивается простым чтением Корана своему народу, как это видно из текста аята: "...научит их Писанию... " (2:129), а также то, что книги преданий, которые поддерживаются различными сектами и приписываются Посланнику, не содержат объяснения каждого аята Корана. То, что существует в этих сборниках, - это некоторые приписываемые парадоксальные сообщения, ограниченные только определенными аятами. Ни одна книга предания не содержит полного комментария и объяснения Корана от первой суры Аль-Фатиха до последней суры Ан-Наас, которую можно было бы приписать Посланнику Аллаха.
В таком случае возникает вопрос: каким образом Посланник объяснял Коран своим современникам? И где мы можем найти эти объяснения? Коран дает нам адекватный ответ на эти чрезвычайно важные вопросы.
Аллах сообщает нам, что Его Книга независима от всевозможных людских традиций для ее толкования, указывая, что комментарии к Корану дает сам Коран.
Коран не похож на обычные книги, так как в них в одном месте обсуждается определенная тема, у них свои темы, собранные и разделенные на главы.
В отличие от этого, темы Корана разбросаны по различным главам. Например, теме Развода посвящены аяты в 2-суре "Бакара", в 4-сура "Ниса", затем в 33-суре "Ахзаб" и далее в 65-суре на "Таляк".
Собрав все аяты на тему развода, мы узнаем, что говорит Коран о разводе. И мы видим, что каждый аят проясняет и объясняет другой. Именно таким образом Аллах рассматривает различные темы в Коране, то есть повторяя темы в различных главах. Способом повторения тем в Коране Аллах разъясняет свои знамения:
"Смотри, как Мы разъясняем знамения, чтобы они могли понять" (6:65).
"Мы разъяснили людям в этом Коране всякие притчи, но большинство людей отвергает все, кроме неверия" (17:89).
Аллах распределил темы в Коране, и если что-то неясно в одном отрывке, разъяснено в другим аятом в самом Коране.
Кроме того, Посланник Аллаха также объяснял Коран самим Кораном:
"Вот так Мы излагаем различным образом аяты, чтобы они сказали: «Ты обучился этому!» — и чтобы Мы разъяснили его людям знающим" (6:105).
Из всего вышесказанного видно, что объяснение Посланником Корана было основано на повторении аятов, чтобы прояснить темы в Коране. Уроки Корана были построены таким образом, что Коран разъяснял сам Кораном.
Это также подтверждается в 25-суре, где упомянуты определенные возражения неверующих:
"Неверующие сказали: «Почему Коран не ниспослан ему целиком за один раз?». Мы поступили так, чтобы укрепить им твое сердце, и разъяснили его самым прекрасным образом. Какую бы притчу они ни приводили тебе, Мы открывали тебе истину и наилучшее толкование" (25:3233).
Вышеприведенные аяты разъясняют одну очень важную вещь. На возражение неверующих, почему Коран не ниспослан сразу целиком, Коран отвечает, что раскрывается поэтапно. И это по следующим причинам:
(1) Чтобы укрепить сердце Посланника: "Мы поступили так, чтобы укрепить им твое сердце, и разъяснили его самым прекрасным образом". Так Посланник был научен стойкости придерживаться только аятов Корана.
(2) Чтобы на доводы неверующих отвечать Истиной, то есть Истиной Корана. Как сказано: "Какую бы притчу они ни приводили тебе, Мы открывали тебе истину и наилучшее толкование".
(3) Чтобы дать лучшее объяснение и толкование Книги Аллаха.
"Какую бы притчу они ни приводили тебе, Мы открывали тебе истину и наилучшее толкование" (25:33).
Таким образом, Аллах ниспослал аяты, тафсир которых сделан через другие аяты. То, что оставалось двусмысленным в одном аяте Корана, было разъяснено и растолковано самим Аллахом посредством постепенного ниспосылания других аятов.
Так что Аллах сам сделал тафсир Корана через Коран, и не сделал Свою Книгу зависимой от каких-либо сборников преданий. Именно так Аллах дал тафсир Корана Посланнику; а Посланник в свою очередь передал его людям. Посланник не давал никакой другой, отдельной книги тафсира, поскольку тафсир Корана содержался внутри самого Корана.
В то время как известно, что Коран объясняет себя повторением аятов, нам предписано размышлять над этими аятами, ибо послание Корана будет доступно лишь для тех, кто будет стремиться понять его смысл. Те, кто воспользуются своими способностями понимания и займутся исследованием смысла божественного послания, для них будут понятны аяты Корана:
"Так Мы разъясняем знамения для людей размышляющих" (10:24).
"Мы уже разъяснили знамения для людей понимающих" (6:98).
Помимо этого, Коран призывает размышлять над Книгой Аллаха и исследовать ее:
"Это — благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание" (38:29).
Таким образом, призыв размышлять над Книгой и исследовать ее адресован всем поколениям, дабы в свете божественного руководства каждый из них искал решения проблем своего времени. Смысл Корана будет прояснен повторением аятов, и точно так же людям, чтобы понять Коран, нужно использовать свои разум и интеллект.
Следующие аяты проливают свет на важность интеллекта в понимании Корана:
"Посмотри, как Мы разъясняем знамения, чтобы они могли понять" (6:65).
"Посмотри, как Мы разъясняем знамения, однако они все еще отворачиваются" (6:46).
Сам Аллах является "муфассиром", то есть толкователем Корана, когда тафсир одного аята сделан другим аятом:
"Аль-Рахман (Милостивый Аллах). Он - тот, кто научил Корану" (55:1-2).
Аллах взял на себя обязательство не только ниспослание, составление и защиту Корана, но также и ее разъяснение:
"Не шевели своим языком, повторяя его, чтобы поскорее запомнить. Нам надлежит собрать его и прочесть. Когда же Мы прочтем его, то читай его следом. Нам надлежит разъяснять его" (75:16-19).
Поэтому именно Аллах обеспечивает Тафсир Своей Книги.