ВЗЛЕТ И ПАДЕНИЕ НАРОДОВ [1]
История – это не просто запись прошлых событий и фактов. Она имеет гораздо более широкое и глубокое значение; речь идет о том, почему одни народы преуспевают и процветают, а другие терпят неудачу и исчезают. Другими словами, изучение истории, помимо того, что рассказывает нам подробности прошлых событий и фактов, позволяет узнать основные причины взлета или падений народов. Это называется наукой или философией истории.
Вы можете быть удивлены, узнав, что именно Коран впервые представил историю как науку или философию. В Коране говорится, что народы живут или умирают не случайно или случайно, а скорее их судьба подчиняется точным законам и рациональным принципам.
Это правда, что иногда определенный народ или общество могут временно приобрести власть и богатство, не зная этих законов и принципов, но это подобно вспышке сорняков, которая быстро сгорает в кучу пепла. То, что мы рассматриваем как взлет или падение народов, выходит за рамки краткосрочных событий. Скорее, мы рассматриваем долгосрочный процесс, который медленно движется к окончательному подъему или падению народа. Изучение истории позволяет увидеть, что эти процессы происходят по установленной схеме или неизменнному закону.
При этом следует понимать одно: когда мы говорим, что какой-то народ умирает, это не значит, что люди, принадлежащие к этому народу, исчезают с лица земли (хотя иногда и такое бывает). Под смертью народа мы подразумеваем то, что, люди хотя и остаются живыми физически и даже продолжают род, они теряют свою силу и славу и не имеют большего значения в мире.
У каждого народа есть определенная идеология и свое представление о жизни. Это известно как КАЛИМА (Kalima) в коранической терминологии или КУЛЬТУРА в современной терминологии.
Но что мы подразумеваем под жизнью или смертью народов?
У каждого народа своя культура, которую старается сохранить и передать. Когда культура потеряна, это культурную смерть народа. Если нация переживает упадок, то это означает: 1) либо она не в состоянии выдержать вызовы времени, и ее настигает другая культура, 2) либо она отказалась от своей культуры и добровольно приняла новую культуру, которая сейчас на подъеме. Короче говоря, культура не выдержала испытание временем.
Это означает, что между культурой и вызовами времени происходит перманентное противоборство. Культура, способная противостоять и преодолевать требования времени, остается живой; а культура, которая не выдерживает, остается позади и уступает место другой культуре. В терминологии Корана это называется Законом Замещения и Преемственности народов (Law of Substitution and Succession of Nations).
Ни одна нация, как и ни одна личность, не хочет умирать. Она хочет жить и процветать и быть могущественным. Подобно тому как личность не может жить лишь мечтами, так и нация не может жить лишь высокими желаниями. Нация должно следовать вышеуказанному закону, если хочет жить и процветать. К примеру, в ранний период Ислама, когда мусульмане столкнулись с противодействием со стороны Людей Писания, исповедовавших культуру, утратившую способность к поступательному движению против вызова времени; Коран учит, что, каждая сторона желает одержать победу, но следует помнить, что успеха не добиться на простом желании сторон. Успех основан на непреложном законе: Если нация чинит несправедливость, то рано или поздно она столкнется с разрушительными последствиями своих действий.
"Этого не достичь посредством ваших мечтаний или мечтаний людей Писания. Кто творит зло, тот получит за него воздаяние и не найдет для себя вместо Аллаха ни покровителя, ни помощника". (4:123)
Культура, основанная на эксплуатации и узурпации, обречена на крах, и ничто не сможет спасти ее от разрушения, кроме Щита, данного непреложным законом Аллаха. Потому что Вселенная не терпит беззакония. Другими словами, решение о жизни или смерти народов и наций принимается рационально, в соответствии с установленными Богом законами. Те, кто преуспевают и выживают, делают это в соответствии с логическим применением этого Закона, а те, кто нарушает этот закон, терпят неудачу и исчезают.
"Все произошло так, чтобы Аллах довел до конца дело, которое уже было свершившимся, дабы погиб тот, кто погиб при полной ясности, и дабы выжил тот, кто выжил при полной ясности. Воистину, Аллах — Слышащий, Знающий". (8:42)
Согласно этому закону, никто не получает незаслуженных милостей и наказаний, как, например, короли одаривают своих подданных, и наказывают просто из-за внезапного царского гнева. Здесь все происходит по беспристрастному, вечному и неизменному закону. Все без исключения.
Гегель представил философию истории, согласно которой сначала рождается некая Идея; затем она растет, развивается и созревает. Затем внутри нее укореняется другая, противоположная Идея, которая также развивается и созревает, подавляя предыдущую, которая в конце концов умирает. По Гегелю, этот процесс повторяется в цикличной бесконечности.
После Гегеля пришел Маркс, который продолжил по сути тот же ход рассуждений, за исключением того, что он сказал, что это борьба не между Идеями, а между Системами. В какой-то период может господствовать определенная Система (скажем, Капитализм), но через некоторое время изнутри него возникает другая система, противоположная предыдущей, и занимает ее место. Согласно Марксу, это продолжается также в бесконечном цикле. Эта философия Гегеля или Маркса называется Диалектической Прогрессией. Но происходит ли это вечное столкновение между Идеями или Системами, у них есть одна общая черта.
Согласно этой философии, Идея или Система сами по себе не являются ни хорошими, ни плохими, и при этом одна Идея или Система не может быть объективно выше другой. Кроме того, Идея или Система не способны оставаться вечно и не способны долго доминировать над противоположностью; каждая идея или система содержит в себе элементы собственного разрушения. И Гегель, и Маркс допускают, что именно так происходит взлет или падение народов. Они считают, что этот процесс происходит циклично, когда культуры приходят и уходят, независимо от их достоинств или недостатков. Культура не может вечно оставаться живой, равно как и другая не может вечно оставаться мертвой. Другими словами, эта философия говорит о том, что у каждой культуры есть Последний День, который никак нельзя отложить или отменить.
Коран также дает философию взлета и падения наций или культур. Идея о том, что происходит столкновение между противоречащими идеями, верная; но идея о том, что все идеи равны в этом столкновении - неверно. Согласно Корану, некоторые идеи обладают присущей им способностью доминировать и процветать в отличие от других. Коран называет первую Хакк или Истина, а другую Баатыль или Ложь. Причем Хакк наносит удар по Баатылю, и эта борьба продолжается до тех пор, пока Хакк не сокрушает Баатыль, и тот в конечном итоге терпит поражение. "Однако Мы бросаем Истину в Ложь, и та разбивается и исчезает. Горе вам за то, что вы приписываете!" (21:18)
Это так, потому что Ложь имеет элементы разрушения в самом своем основании. "Скажи: "Явилась истина, и сгинула ложь. Воистину, ложь обречена на погибель". (17:81)
Следовательно, нация, исповедующая культуру, основанную на Истине, будет доминировать над нацией, культура которой основана на Лжи, и первая будет продолжать это до тех пор, пока ее культура будет основана на Истине. Никогда не будет так, чтобы нация, основанная на Лжи (т.е. нация неверующих в кораническом смысле), могла когда-либо доминировать над нацией, основанной на Истине (т.е. нацией истинно верующих в кораническом смысле). "Аллах не откроет неверующим пути против верующих". (4:141)
Итак, каково значение и значение коранических терминов «Хакк/Истина» или «Баатыль/Ложь»?
Хакк — это название идеологии, представляющей универсальные ценности человечества. Он основан на реальности, и поэтому его результаты конструктивны. Все, что противоречит этой идеологии, называется Баатыль. С Хакком в качестве идеологии, культура обязана развиваться, расти и достигать все более и более высокого уровня. С другой стороны, культура, основанная на Баатыле, приводит к разрушительным последствиям, и в конце концов обречена на провал, даже если есть некоторые краткосрочные выгоды.
Чем философия в Коране отличается от философии Гегеля и Маркса? Тем что в действительности судьба народов решается именно в соответствии с философией Корана. Именно по этому закону происходит возрождение или смерть нации. Истории народов в Коране — это не для праздного повествования; они служат тому, чтобы продемонстрировать действие этого неизменного Закона на конкретных примерах.
Поэтому, когда мы читаем истории о взлете и падении народов прошлого, должны размышлять об их более глубоких аспектах, и понять, почему они достигли успеха и величия, затем ушли в корзину истории. Наша собственная коллективная жизнь или смерть также подчинена тому же неизменному закону в Коране. Только с этой точки зрения мы сможем понять, почему мусульманская культура в истории потерпела крах, и как теперь выбраться из этой бездны.