Перевод аятов о Саум-Шахр-Рамазан (Fond Süleymaniye)
2:183. О, те, которые уверовали (и надеются на Аллаха)! Подобно тому, как пост был предписан для тех, кто был до вас, так он предписан обязательным и вам! Быть может так вы будете остерегаться греховного.
2:184. (Соблюдайте пост) в считанные дни. А если кто из вас будет болен или в пути, то пусть постится столько же (пропущенных дней) в другие дни. А для тех, кто в силах держать пост, им (еще) нужно дать откуп (фидью), в размере одного накормленного бедняка [234]. А кто совершит добро более этого, то для него это будет лучше. А лучше всего вам (больным и путникам) поститься. Если бы вы только знали это [235]!
2:185. Рамадан – это месяц [236], в котором был ниспослан Коран [237] как руководство для людей [238] с ясными доказательствами верного пути и Различения [239]. Поэтому, кто достигнет этого месяца, пусть (обязательно в нем) держит пост! А кто будет болен или в пути, пусть (постится) то же число (дней) в другие дни [240]. Аллах желает для вас облегчения, но не желает для вас затруднения. Это для того, чтобы вы завершили (определенное) количество (дней поста), и возвеличили (такбирами) Аллаха [241] за то, что Он наставил вас на верный путь. И быть может, вы будете благодарны!
2:186. И если мои служители спросят тебя обо Мне, то Я близок к ним. Я отвечаю на зов молящего. И пусть они тоже отвечают на Мой призыв и верят Мне (надеются только на Меня). Возможно так, вы достигнете совершенства.
2:187. (Теперь) в ночь поста, вам дозволена близость с вашими женами [242]. (Потому что) они – одеяние для вас, а вы – одеяние для них. Аллах узнал, что вы обманываете самих себя, поэтому обратился к вам и простил вас. Отныне сближайтесь с ними [243] и желайте предписанное вам Аллахом (иметь ребенка) [244]. А также ешьте и пейте, пока перед вами фарджр (краснота, зарево) [245] не будет разделять белую нить от черной. Потом восполните пост до вечера [246]. И не прикасайтесь к ним (женам), когда вы благочестиво пребываете в мечетях (в итикафе) [247]. Таковы ограничения Аллаха, не переступайте же их! Так Аллах открыто доносит свои аяты до людей. Быть может, они защитят себя от греховного!
2:188. И не поедайте между собой имущество друг друга незаконными путями [248]. И не подкупайте управляющих (взяткой), чтобы поедать часть имущества людей, зная, что это грех [249].
[234] Фидья – это выкуп, который выплачивают в защиту от невзгод (см.: Муфрадат). Этот аят обязует давать фидью (фитру) всем тем, кто своевременно постится в Рамадане, или тем, кто не смог постится во время Рамадана из-за болезни и путешествия, но потом восполнят пропущенные дни. Размер фитры, указанный в аяте и соответствующий ему, который описывается в хадисе в размере одного са’ финиками или ячменем (3920 гр.), обязателен в Рамадане для всех постящихся мужчин и женщин (см.: Бухари, Закят 77). А то, что Посланник сказал о размере этой фидьи в финиках и ячмене, то это вовсе не противоречит Корану, и не говорит о том, что Посланник устанавливал свои законы наравне с Аллахом. Он лишь выносил мудрое решение в соответствии с аятами Корана. Ибо на тот момент людям нужна была мера обязательной фидьи в продуктах питания, потому что торговля была бартерной, где товары обменивались на другие товары.
[235] Аллах говорит, что не будет обременять кого-либо бременем сверх его возможностей (Бакара 2/286), потому Он предлагает нам молиться: «Господь наш! Не обременяй нас бременем, которое мы не сможем вынести» (Бакара 2/286). Слово «такат» (الطاقة) используется для обозначения того, что находится в пределах чьей-либо власти (см.: Лисануль Араб), поэтому в аяте говорится: «Господь наш! Не возлагай на нас бремя, которое мы не сможем вынести». На самом деле Аллах не приписывает нам никаких затруднений в этой религии (Хадж 22/78). По этой причине больным и путникам было разрешено не поститься, и причина была объяснена следующим образом: «Аллах хочет для вас облегчения, а не трудностей». По этой же причине в аяте и говорится: «Лучше вам поститься, если бы вы только знали это». Соответственно этому, тем, кто не может соблюдать пост во время Рамадана, им не нужно ни возмещать свой пост, ни платить фидью. А те, кто возлагает на них обязанность фидьи, изменили в этом аяте выражение «те, кто может поститься», на отрицательное – «те, кто не может поститься» и последовали путем, противоречащим системе, установленной Кораном.
[236] В аяте, где говорится «считанные дни», есть скрытая «мубтада» (подлежащее). Поэтому «хия шахру рамадан» (هي شهر رمضان) указывает на целый месяц, а не десять дней.
[237] Коран называется собранием аятов. Когда о Рамадане говорится как “о месяце ниспослания Корана”, то это указывает на то, что ниспосланные первые аяты были ниспосланы в виде собрания аятов. В этом месяце были ниспосланы первые аяты суры Алак. Таким образом, слово «Коран» является инфинитивом от корня «караа» (قرأ), который означает «собирать, объединять». Слово «аль-кираат» (اَلْقِرَاءَة), которое означает «читать», также происходит от этого корня. Значение «собирать», выражаемое глаголом «караа» (قرأ), включает «порядок и критерий». Например, утреннее зарево (фаджр), который показывает время утреннего намаза, также выражается словом «коран» (см.: Исра 17/78). Это слово используется во многих надлежащих аятах для обозначения набора связанных между собой аятов. В этом контексте обращает на себя внимание тот факт, что Ниспослание составлено в виде Корана (групп аятов), для чтения с целью понимания и постижения смысла (см.: Исра 17/106). По этой причине в лице Посланника Мухаммеда, всем верующим было велено не торопиться с вынесением решений (хукмов) пока не будут ниспосланы все надлежащие аяты, на основе которых Посланник выносил окончательное решение (см.: Таха 20/113, 114). В определении групп аятов и их значений, арабский язык в этом плане, играет решающую роль (см.: Юсуф 12/1, 2, Фуссилят 41/3). Эти группы аятов можно найти разбросанными по всему Корану. Но Аллах установил между мухкям аятами и муташабих тесную связь (см.: Али-Имран 3/7, Зумар 39/23). Поэтому, когда вы видите мухкям аят и находите муташабих аяты, которые разъясняют мухкям аят, тогда вы начинаете понимать текст и содержание Корана.
Например, в первом аяте суры Кадр говорится, что Коран был ниспослан в ночь Кадр. Но было бы неправильно относить местоимение «хуве» в выражении «анзальнаху» (اَنْزَلْنَاهُ) в первом аяте суры ко всему Корану. Потому что известно, что ниспослание Корана длилось более двадцати лет. Тоже самое можно сказать и о первых аятах суры Духан, где говорится, что Книга была ниспослана в благословенную ночь. Следовательно, местоимение в первом аяте суры Кадр следует отнести к части Корана, то есть как это принято, к первым аятам суры Аляк. В 185-м аяте суры Бакара эти аяты также указывают на Коран, который как сообщается, был ниспослан во время Рамадана. Таким образом слово «куран» в Коране используется как название Книги, так и её части или группы аятов (см.: Рази, Тафсир, VI, с. 273). А также есть доказательства, что слово «Коран» использовалось сподвижниками для обозначения группы аятов: «От Абдуллы ибн Омара передается, что: Когда люди совершали утренний намаз в мечети Куба, кто-то пришел: «Ночью Посланнику был ниспослан «Коран» с приказом повернуться в сторону каабы. Ты тоже повернись в сторону каабы. И они все повернулись к каабе» (см.: Бухари, Китабут Тафсир, Баб 15 – 4488, 4490, 4491).
[238] Аяты делятся на две части, это мухкям, в которых собраны основные положения и законы, и муташабих, которые толкуют мухкям аяты.
[239] Исходя из 1-го аята суры Фуркан «валь-фуркану», слову «фуркан» здесь дано значение в форме существительного, которое осуществляет действие (различение). Относительно значения Фуркан, см. сноску Бакара 2/53.
[240] Разрешение не поститься предназначено только для больных и путников. За исключением двух этих групп, всем, кто не постился или нарушил пост без какой-либо причины, им не нужно поститься для того, чтобы восполнить эти пропущенные дни в качестве када или каффары (искупления). Единственное, что могут сделать эти люди, – это покаяться и больше не поступать так. Сообщается, что Посланник Мухаммед сказал: «Тот, кто ест и пьет в день Рамадана без каких-либо оправданий или болезни и даже, если он после этого будет поститься всю свою жизнь, то он всё равно не сможет восполнить пропущенные дни» (см.: Бухари, савм, 29, Тирмизи, савм, 27, Ибн Маджах, сиям, 14, Дарими, савм, 18, Ахмед б. Ханбал, 2/458, 470).
[241] Это такбиры, которые делаются во время праздничного намаза по окончанию Рамадана. Праздничный намаз – это долг каждого, кто постится. Такбиры – это зикры, которые помогают нам лучше узнать Аллаха, то есть, это достоверная информация. Зикры, предписанные Аллахом по случаю окончания Рамадана, произносятся в намазе. Аллах говорит: «(О, Мухаммед!) Совершай намаз правильно и постоянно для Моего зикра!» (Таха 20/14). А так, как минимальное количество ракятов намаза – это два. И поскольку у множественного числа нет предела, то этот намаз совершается минимальным количеством ракятов. Вот по этой причине праздничный намаз и составляет два ракята.
Итак, с созданием небес и земли Аллах сначала установил день, а потом ночь (см.: Ясин 36/40). Поэтому, после того, как время утреннего намаза заканчивается, начинается время запрета (керахата), в это время совершать намаз является нежелательным (макрухом). Это время длится до тех пор, пока Солнце не поднимется над горизонтом примерно на 5 градусов. Потому этот отрезок времени является началом, когда уже можно совершать праздничный намаз. А поскольку совершение намаза «Ид аль-фитр» является обязательным, то Посланник Мухаммед обычно приводил своих жен и дочерей в мечеть, где совершался праздничный намаз, а также он велел всем женщинам приходить на этот намаз (см.: Бухари, лидейн, 15, 20, хайз, 23, салят, 2, хадж, 81, Муслим, лидейн, 10-890). Именно эти такбиры отличают праздничный намаз от других намазов. Подобные такбиры совершаются и во время другого праздничного намаза Курбан-байрам (см.: Хадж 22/37).
[242] В 183-ем аяте суры Бакара нам было велено поститься так, как постились предыдущие народы. В этом аяте видно, что некоторые положения и предписания были изменены. Этот аят Корана является одним из лучших примеров в отношении отмены (насха).
[243] В этом аяте говорится об интимных отношениях, а прелюдия в интимных ласках предоставлена мужчине, потому что в любовных отношениях мужчина по своей природе, занимает активную роль. Следовательно, мужчина является здесь желающим объектом, а женщина – желанной. Cм. cноску к аяту суры Бакара 2/223.
[244] См.: Бакара 2/222-223, Шура 42/49-50.
[245] Фаджр – это утреннее зарево, которое раскалывает ночной мрак на утреннем небе по горизонтали (см.: Муфрадат). Раскалывание ночи начинается с появлением солнечных лучей на горизонте восхода Солнца. Начало рассвета можно понять по исчезающим тусклым звездам. В это время просыпается природа, всё живое входит в активную жизненную фазу, в человеческом организме тоже происходят изменения, повышается температура нашего тела. Так наступает время ложного рассвета, а для постящегося это означает начала сухура, завтрака в Рамадане. Это время еще называют астрономическими сумерками (Astronomical Twilight). По мере того, как зарево и слабый свет лучей Солнца разбавляет темноту и раскалывает ее, образуется большой купол сверху вниз, который охватывает горизонт сверху вниз. В это время Солнце находится на 10 градусах ниже горизонта, что четко вырисовывает линию горизонта. И поскольку расчеты мореплавателей чаще ведутся на этом отрезке дня, то это время они называют сумерками наблюдения (observation twilight). Именно это время является обманчивым для верующих, потому что они думают, что наступило время утреннего намаза и поста. Многие в это время завершают завтрак на Рамадане и совершают свои утренние намазы. Но время еще не наступило, ибо это время является ложным рассветом и называется фаджри-казиб. А вот, когда солнечный свет начинает рассеиваться вдоль горизонта и утреннее зарево (краснота, фаджр) начинает четко разделять верхнюю светлую линию от нижней, темной, тогда начинается настоящий рассвет, который называется фаджри-садик. И поскольку краснота не везде видна, постольку Аллах и говорит в образной форме о черной и белой нити вдоль горизонта в аяте Бакара 2/187. Поэтому, когда эти две линии четко видны невооруженным глазом, тогда и начинается время настоящего рассвета (имсака). А в это время Солнце уже приблизилось к горизонту на 9 градусов…
[246] «Иляль-лейль» (إِلَى ٱلَّيْلِ) мы перевели как до вечера, ибо вечер – это часть ночи, или начало ночи. А если вместо «до ночи» перевести это как «до заката Солнца», тогда на полюсах в дни, когда нет Солнца или наступают белые ночи, соблюдать пост было бы невозможно.
[247] Итикаф – это намерение находится на одном месте в целях поклонения. Поэтому Посланник совершал итикаф в последних десяти днях месяца Рамадан.
[248] Взятка – это одно из самых запретных действий. К этой группе относятся и ростовщичество, воровство, овладение имуществом обманным путем и др.
[249] В аяте Аллах категорически запрещает взятку. Поэтому и давать ее и брать запрещено. Взятка – это то, когда человек желает завладеть тем, что не принадлежит ему по праву, и дает чиновнику деньги, чтобы тот решил его незаконный вопрос. Но в случае, если человеку что-то принадлежит по праву, и он не может это взять без взятки, то в этом случае для него взятка дозволена.