russian
January 17, 2022

Заговоры против Корана. (5)

ХАДИСЫ

Мы видим, что Бог не брал на себя обязательство охранять какую-либо другую книгу, кроме Корана. Бог никогда не предписывал собирать хадисы и никогда не обещал защищать их.

Хадисы считаются собранием изречений и деяний Посланника, но разве сам Посланник делал хоть один шаг, чтобы сделать их частью "Дина"? Пытался ли он сохранить их, как он это делал с Кораном? Ответ - нет! Он не делал ничего для сохранения чего-либо, кроме Корана. Он никогда не просил людей записывать все, что сам говорит, не просил их заучивать свои изречения наизусть. Он никогда не стремился к тому, чтобы люди правильно запоминали все, что он говорит. То есть, он никогда не предпринимал каких-либо мер для сохранения своих изречений на будущее.

Из сборников хадисов можно узнать только то, что, в присутствии Посланника были записаны некоторые вещи помимо Корана, а после его смерти были найдены в письменном виде следующее: (1) список, содержащий имена 1500 его сподвижников; (2) копии некоторых писем, которые он писал некоторым царям; (3) некоторые письменные приказы и соглашения.

Так, Посланник не оставил после себя ничего, кроме Корана. В "Бухари", который считается самой достоверной книгой хадисов, есть даже следующее предание: Спросили Ибн Аббаса: "Что оставил Посланник (для своей уммы)"? Он ответил: "Он не оставил ничего, кроме Корана". (Бухари, том III, Китаб Фазаил-аль-Куран).
После смерти Посланника его сподвижники сделали все возможное, чтобы сохранить и распространить Коран, но что же они сделали с хадисами? Пытались ли они сохранять и распространять их?

В "Тазкират-аль-Хуффаз" говорится о Абу Бакре Сыддыке (I халиф): "После смерти Посланника он собрал людей и сказал им: "Вы передаете хадисы от Посланника и расходитесь в этом между собой. Те, кто придут после вас, будут расходиться еще больше. Поэтому не рассказывайте никаких хадисов от Посланника. Если кто-нибудь спросит вас о словах Посланника, скажите, что между нами есть Книга Бога. Все, что сказано в ней законным, следует считать законным, а все, что сказано в ней незаконным, следует считать незаконным".

Умар (II халиф) был еще более строг в этом вопросе. Предание гласит: "Абу Хурайру спросили: "Относился ли ты к хадисам во времена Умара?" Он ответил: "Умар бы избил меня своей палкой, если бы я делал это". Однажды вопрос о приведении хадисов от Посланника в письменном виде был поставлен перед Умаром, он обдумывал его в течение месяца и сказал: "Было упоминание о приведении хадисов в письменном виде. Но когда я задумался над этим, мне пришло на ум состояние народов, которые сами написали книгу и настолько увлеклись, что оставили Книгу Всевышнего. Клянусь Богом, я не буду смешивать Книгу Всевышнего ни с чем другим".

Даже до конца правления первых четырех халифов нет никаких следов того, что хадисы были собраны самими халифами или под их руководством. В 100 году по инициативе халифа Умара бин Абдул-Азиза были собраны некоторые хадисы. После этого имам Ибн Шихаб Зухри (умер в 124 г.х.) по приказу тогдашнего халифа подготовил небольшой сборник хадисов, о котором сам говорил, что ему не понравилось. Но эти два сборника просуществовали недолго, хотя в последних сборниках были приведены цитаты из них. Первый такой сборник хадисов, доступный в настоящее время, составлен Маликом (умер в 179 г.х.) Различные копии сборников хадисов росли в количестве и объеме. Самые известные сборники - "Сахих Бухари" и "Сахих Муслим". Бухари умер в 256 г.х. Он собрал 600 000 хадисов, из которых отобрал 2630 и включил в свою книгу, а остальные отверг как ненадежных.

ИСТИННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ХАДИСОВ

Содержание Дин должно быть абсолютно точно определенным и свободным от каких-либо прихотей. Коран - единственная книга, которая является бесспорной истиной, потому что Бог взял на Себя ее безопасность. Посланник записал слова Корана и передал его в целости и сохранности умме. Он не только передал его в виде книги, но и добился того, чтобы тысячи людей выучили его наизусть и убедился, что они запомнили его правильно. Таким образом, за последние четырнадцать веков Коран дошел до нас не только в виде текста, но и через память миллионов людей, которые существовали в прошлом, существуют сейчас и будут существовать всегда.

Кроме Корана, Посланник ничего не диктовал и не требовал заучивать что-либо в дополнение к нему. С другой стороны, есть свидетельства того, что он был против этого и возмущался такой практикой.

Когда некоторые люди задумали писать историю Посланника и его сподвижников, они также начали собирать предания, принимая их за изречения Посланника. Именно эти сборники сегодня известны как книги хадисов.

Литература хадисов, которую многие считают такой же достоверной и бесспорной, как и Коран, создана примерно спустя 250 лет после Посланника. Даже самые ранние из таких книг были составлены спустя 150 лет после него. Источником этой литературы были устные рассказы, бытовавшие среди людей того периода. Люди передавали эти рассказы из уст в уста не столько точными формулировками, а сколько лишь содержанием. Собиратели и составители, сами решали, кто из передатчиков надежный, а кто нет; то есть решения о надежности рассказчиков принимались спустя сотни лет после них. Эти сборники хадисов даже содержат материалы, которые противоречат Корану, правильным убеждениям о Боге и Его Посланнике.

Такова литература хадисов, которая считается такой же частью Дин, как и Священный Коран. Говорят даже, что Коран зависит от хадисов в большей мере, чем хадисы от Корана, и если между ними возникает противоречие по какому-то вопросу, то предпочтение дается хадису, чем Корану.

Очевидно, что литература хадисов основана больше на выдумках, поэтому не может рассматриваться как основа Дин. Мы можем пользоваться этой литературой лишь в той мере, в какой она согласуется с Кораном.

Поскольку Посланник не оставил после себя никаких письменных записей, кроме Корана, проверить, действительно ли то или иное изречение, приписываемое ему, было сказано им самим, невозможно. Те, кто пытался исследовать этот вопрос, ограничивались лишь выяснением того, действительно ли те немногие рассказчики хадисов, были надежными и правдивыми. Это была единственная процедура, принятая для того, чтобы отделить "достоверные" хадисы от недостоверных или выдуманных.

С другой стороны, источника, из которого можно было бы установить, что хадисы, приписываемые определенным людям, действительно были ими переданы, не существует вовсе.