russian
January 9, 2022

Что такое Никах

Брак - институт социальный. Его типы, характеристика и функции различаются в разных культурах и могут меняться с течением времени и в зависимости от развития социально-экономической ситуации.

В Коране "брак" - это не более чем обещание двух людей оставаться вместе в любви и заботе. Таким образом, единственными требованиями для установленного Кораном брака/НИКАХ 1*) являются взаимное уважительное согласие (4:19, 4:21, 30:21) и махр (плата за невесту; 2:237, 4:4, 4:19, 4:20, 4:24, 60:10, 60:11).

ВЗАИМНОЕ СОГЛАШЕНИЕ - это торжественное обещание (meethaqan galezaan, 4:21), которое основано на принципах взаимной преданности (baʿḍukum ila baʿḍin, 4:21), любви, заботы и сострадания (4:19, 30:21). Именно это важное и обязывающее соглашение о супружеских отношениях является основой "брака" как института. Соглашение может быть устным, без документального оформления, а также может быть заключено на любой гибкий срок. Последнее обстоятельство, как известно, позволяет использовать традиционные виды "временного брака", такие как мутъа (брак ради удовольствия среди шиитов) и мисйар (брак путешественника среди суннитов). Эти "браки", по всей видимости, признаются Кораном без каких-либо ограничений или запретов, за исключением требования выплаты взаимно обговариваемого махра, который защищает права женщины (4:24) 2*). Предположительно, эти традиции "временного брака" существовали при жизни Пророка и практиковался позже, пока не запретил их второй халиф Умар. Можно соглашаться или не соглашаться с нововведениями (бидъат) халифов, но нельзя навязывать их толкование всем остальным. Люди должны сами решать, что им подходит, а что нет.

МАХР - это произвольная, обговариваемая на взаимной основе плата, выплачиваемая мужчиной - партнером женщины при вступлении в сексуальный союз/брачный дар. В религиозной школе Ханафи она может составлять всего 10 дирхемов (3 доллара). Имея феодально-патриархальные корни в Аравии VII века, махр, возможно, не играет той же самой роли в сегодняшней совершенно иной социально-экономической ситуации.

Хотя в Коране нет конкретного требования о том, чтобы "брак" подтверждали свидетели, и даже наличие свидетелей не является обязательным условием в вопросе брака в шиитской традиции, это дополнительное требование пришло из традиции суннитских мулл, которые требует двух свидетелей (т.е. "брак" пары становится действительным, если об их близости известно по крайней мере еще двоим). Однако технически свидетельство не является обязательным для "брака", поскольку супругами может стать пара, живущая, например, в безлюдном месте.

Очевидно, что если для брачного союза не существовало официальных регистраторов брака, то свидетельство людей было способом защиты прав матери и ребенка в случае беременности. И если для законного сексуального союза требуется только устное соглашение и произвольный дар/махр, который может составлять всего 3 доллара, то совместная жизнь пары, взявшей на себя обязательства, не противоречит этике Никах, и поэтому не может быть признана незаконной или аморальной. Кроме того, хотя взятие обязательств и брак связаны друг с другом, но они не обязательно синонимы. Простое произнесение клятв и подписание документа не является обязательством. Всего один момент не является показателем постоянной, регулярной, активной приверженности кому-либо. Более того, брак может быть эксплуататорским, если один из супругов лишен равных прав и выбора, например, если жене отказано в доступе к образованию и карьере или она попадает в финансовую зависимость от контролирующего мужа, чей патриархальный эгоизм нарушает супружеские обеты. Называть вышеперечисленное законным союзом, отвергая легитимность союза сожительствующей, любящей пары, нелогично и бесчеловечно. Бог не может быть настолько иррациональным.

Нужно отметить, что Никах - это всего лишь гражданский договор в Исламе, который, в отличие от католического или индуистского брака, не является ни священным, ни обязательно постоянным. Он проще и гибче, даже чем современный гражданский брак, где брак заключается, признается и документируется государственным органом. Закон о гражданском браке часто рассматривает официально незарегистрированные мусульманские браки как незаконные из-за их устного характера, а также потому, что считает их противоречащими некоторым правам женщин и культурным нормам. В то же самое время, во многих странах гражданское законодательство признает сожительствующие пары 3*) как имеющих такие же юридические права, как и официальные супруги в гражданском браке.

И наконец, в вопросах супружеской жизни общий дух Корана осуждает угнетение, эксплуатацию и порабощение, и поощряет любовь и взаимную заботу через преданные отношения. Брак, или сожительство, или как бы еще это ни называть, является лишь средством для достижения этой цели, но не является самоцелью. Любое уважительное сожительство в течение любого периода времени между двумя совершеннолетними людьми по взаимному согласию, с официальным "браком" или без, основано на этой концепции отношений. Поскольку это требует определенного уровня ответственности и преданности друг другу, чтобы никто не рассматривался как товар, это качественно отличается от промискуитета и блуда.

В заключении

Никах - это любая половая или супружеская связь, основанная на взаимоуважительном соглашении, обеспечивающем паре рабочие отношения. Это больше похоже на сожительство, чем на официальный гражданский брак.
Для дополнительной информации: The Quranic Laws of Sex https://abdullahnayer.wixsite.com/criterion/post/nikah-the-quranic-laws-of-sex

* * *

Примечания:

1*) НИКАХ. Слово "никах" означает просто соединение или связь. Оно происходит от корневого слова Н-К-Х (завязывать или делать узел), которое встречается в Коране как ссылка на любую сексуальную или супружескую связь по согласию, включая незаконную связь, когда "брак" неразрешен, например, из-за кровосмесительных отношений ("не вступайте в сексуальную связь с женщинами, на которых женились ваши отцы...", 4:22). В исламском праве никах - это сексуальная или супружеская связь, основанная на контракте или соглашении, которая обеспечивает паре рабочие отношения. С точки зрения гражданского права, никах похож на незарегистрированное совместное проживание, а не на "официально оформленный брак", поскольку последний предполагает зарегистрированную клятву, в соответствии с которой обе стороны имеют ряд прав и обязанностей в соответствии с юрисдикцией государства. Некоторые исследователи считают, что, никах - это хотя и не брак, скорее договор о совместном проживании, его фактическое выражение в Коране ближе к описанию отношений, подобных браку, - например "те, которые поддерживают/обязаны клятвой/договором" (ma malakat aymanuhum, 23:5-7, 70:30-31; ср. 24:31, 4:24-25). Коран, настойчиво напоминая людям о постоянных человеческих ценностях и правах (4:26, 2:176) в отношении соединения пары (nikah), оставляет брак (zawāj) и развивающиеся законы на усмотрение самих обществ.

2*) ВРМЕМННЫЙ БРАК, по всей видимости, признается в Коране без каких-либо ограничений или запретов, единственное исключение - выплата взаимно обговариваемого махра, который защищает права женщины: "А за то удовольствие, которое вы получаете от них, давайте им установленное вознаграждение. На вас не будет греха, если вы придете к обоюдному согласию после того, как определите обязательное вознаграждение". 4:24. В аяте использовано слово "Истамтаътум", имеющий общий корень с мутъа (наслаждаться), означает приносить пользу, пользоваться в целях взаимной выгоды или извлекать пользу друг из друга. Оно происходит от Мим-Та-Айн, что означает пользоваться/получать выгоду, подарок, что-либо полезное/выгодное, товары (например, посуда, мебель и т. д.) Кроме того, поскольку в Коране нет четких свидетельств, запрещающих временный брак, то значит, исходя из общего правила "что не запрещено, то разрешено", можно делать вывод, что временный брак был разрешен, т.к. не запрещен. И шииты, и сунниты согласны с тем, что он был разрешен во время служения Пророка и практиковался среди верующих. Если бы он был запрещен, то в Коране было бы ясно сказано об этом запрете.

3*) ДОГОВОР О СОВМЕСТНОМ ПРОЖИВАНИИ. Люди по разным причинам могут не хотеть проходить церемонию гражданского брака, и в этом случае в некоторых странах вместо этого они могут заключить договор о совместном проживании. Договор о совместном проживании - это юридически обязывающий документ, который подписываются обеими партнерами, живущие вместе. Они не состоят в браке или в никахе, чтобы пользоваться правами, аналогичными правам супругов в гражданском браке. В соглашении о совместном проживании партнеры договариваются и определяют, что должно произойти, если они расстанутся в будущем. В договор могут быть включены пункты, точно определяющие, на что каждый из них будет иметь право в случае развода в отношении семейного дома, содержания детей, непогашенных долгов и раздела имущества.

SIRAJ ISLAM