Достаточно нам Корана 11/13
ЗАБЛУЖДЕНИЕ № 11 "В некоторых аятах Корана говорится, что Посланник должен был учить "аль-Китаб" и "аль-Хикма", то есть Книгу и Мудрость. Книга это Коран, а Мудрость - это ничто иное, чем хадис - невоспроизводимое, скрытое откровение, которое Посланнику дано вне Корана и которое содержится в сборниках преданий".
Когда Коран дает концепт, он не оставляет его висящим в воздухе, но дает также и определение этому концепту. В некоторых аятах Корана говорится, что Посланник Аллаха должен дать знание "аль-Китаб" и "аль-Хикма". И далее Коран сам дает определение тому, что такое "аль-Китаб". Это - Книга или писаные, неизменные законы, а "Хикма" - это мудрость. Следующие аяты сообщают нам следующее:
"Господь наш! Пошли к ним посланника из них самих, который прочтет им Твои аяты, научит их Писанию и мудрости и очистит их. Воистину, Ты — Могущественный, Мудрый". (2:129)
"Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из них самих, который читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении". (3:164)
В вышеприведенном, а также во многих подобных аятах говорится, что Посланник должен учить Книге и Мудрости. Книга, или "аль-Китаб", относится к Корану, как это разъясняется во многих других аятах, например:
"Это Писание, в котором нет сомнения, является верным руководством для богобоязненных". (2:2)
"Читай Писание твоего Господа, ниспосланное тебе в откровении...". (18:27)
Однако традиционные толкователи утверждают, что "Хикма/Мудрость" в упомянутых аятах относится к чему-то другому, чем "Аль-Китаб", и что это другой вид откровения, которое дано Посланнику. По их мнению, это скрытое откровение, которое отсутствует в сурах Коране, но его можно найти в сборниках хадисов, признанных их сектой. Однако называть сборники хадисов "Хикма/Мудрость" очень сомнительно, поскольку сам Коран говорит о "Хикма", как о чем-то совершенно ином.
Утверждение, что "Хикма" - это некое откровение вне Корана, опровергается сам Коран, когда после изложения божественных ценностей говорит:
"Такова часть мудрости, которая внушена тебе в откровении от твоего Господа. Не поклоняйся наряду с Аллахом никакому другому богу, а не то будешь брошен в Геенну порицаемым и отверженным". (17:39)
Таким образом, в приведенном выше аяте "Хикма" относится к приказам и запретам в самом Коране, Т.е. "Хикма" - это всего лишь один из атрибутов Книги Аллаха. В 54-суре это повторяется:
"До них уже дошли известия, которые удерживали от неверия. Это является совершенной мудростью, но какую пользу приносят предостережения". (54:4-5)
И наконец, тем, кто заблуждается, будто "Хикма" - это "скрытое и нечитаемое откровение" отдельно от Корана, в следующем аяте разъясняется, что "Хикма" - это тоже читаемое откровение и содержится в Книге Аллаха, а не за ее пределами.
"И поминайте то, что читается в ваших домах из аятов Аллаха и мудрости. Воистину, Аллах — Проницательный, Ведающий". (33:34)
В приведенном выше аяте ясно сказано, что наряду с аятами Аллаха в домах жен Пророка также читалась "Хикма", что сводит на нет утверждение о том, будто "Хикма" состоит из "скрытого и нечитаемого откровения".
Коран ясно показывает, что "Хикма" - это не какое-то вненкораническое откровение, а просто один из атрибутов самого Корана. Все Посланники Аллаха получали "аль-Китаб", то есть писаные законы и предписания для управления человеческим обществом, но вместе с этими законами Аллах также давал им Мудрость или обоснование этих законов. Поскольку законы Аллаха не предназначены для насильственного применения к людям, а являются тем, что люди должны принять, используя свой разум и свободную волю, поэтому всякий раз, когда Коран предписывает закон, он также дает мудрость, т.е. причину, стоящую за этим законом, и призывает нас размышлять о том благе, которые мы получаем, применяя божественный закон в своей жизни. Например, после предписания женщинам одеваться скромно, Коран указывает причину/мудрость или "Хикма", стоящую за этим законом, а именно:
"...Так их будут легче узнавать и не подвергнут оскорблениям...". (33:59)
Подобным же образом приводится обоснование, т.е. "Хикма", стоящее за запретом на алкоголь и азартные игры:
"Они спрашивают тебя об опьяняющих напитках и азартных играх. Скажи: «В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы» (2:219).
В приведенном выше аяте алкоголь, наркотики, азартные игры и т.д. названы арабским словом "ithm", которое означает "расслабление", то есть то, что вызывает слабость и атрофию в чем-либо. И ни для кого не секрет, что азартные игры, наркотики и алкоголь делают с человеческим обществом в наши дни. Таким образом, Аллах призывает нас думать и размышлять о пользе исполнения Его законов и при этом дает Мудрость, стоящую за этими предписаниями. Вот почему среди часто повторяемых атрибутов Корана есть и такой, как "Книга мудрости":
"Клянусь мудрым Кораном! Воистину, ты — один из посланников на прямом пути". (36:2-4)
"Это — аяты мудрого Писания, верное руководство и милость для творящих добро" (31:2-3).
Итак, из всего вышесказанного следует, что "Хикма" - это не какое-то внекораническое нечитаемое откровение, а один из атрибутов самой Книги Аллаха и относится к обоснованию и мудрости божественных законов.
А тем, кто настойчиво утверждает, будто "Хикма" относится к сборникам хадисов их секты, хотим задать такой вопрос: Аллах в Коране говорит, что Он дал "Хикма" Давиду (2:215), Иисусу (3:48), последователям Авраама (4:54), Лукману (31:12) и т.д. Было ли этим людям дано Писание божественных законов или сборники противоречивых и сомнительных риваятов, если "Хикма" это, как вы утверждаете, хадисы вне Книги Аллаха?