russian
January 29, 2022

Заговоры против Корана. (19)

ГЛАВА 5. ЗАГОВОР ПРОТИВ КОРАНИЧЕСКОГО ТЕКСТА

"Но нет! Это есть Назидание, и пусть помянет его всякий желающий. Оно записано в свитках почитаемых, вознесенных и очищенных, в руках посланцев благородных и покорных". (80:11-16)
"Нам надлежит собрать его и прочесть. Когда же Мы прочтем его, то читай его следом. Нам надлежит разъяснять его". (75:17-19)
"Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его". (15:9).
"Или же они говорят: "Он выдумал его". Скажи: "Сочините хотя бы одну суру, подобную этим, и призовите, кого сможете, кроме Аллаха, если вы говорите правду". (10:38)

Некоторые аспекты заговоров против Корана, описанных на предыдущих страницах, требуют дальнейшего разъяснения в свете коранических учений. Одним из таких заговоров, как мы уже говорили ранее, эьл заговор против самого текста Корана. Это попытка поколебать веру мусульман в то, что суры и аяты Корана и их последовательность остаются неизменными с тех пор, как они были открыты последнему Посланнику.

Некоторые аспекты заговоров против Корана требуют дальнейшего разъяснения. Как мы уже говорили, главные заговоры были направлены против сур и аятов Корана. Это была попытка поколебать веру мусульман в то, что суры и аяты Корана, а также их порядок неизменны с тех пор, как они были открыты Посланнику. Так, была развернута пропаганда, будто Пророк оставил Коран последователям не в его нынешнем виде, будто слова Корана менялись в течение первого века мусульманской истории, и будто некоторые аяты, которые изначально присутствовали в Коране, больше не существуют; и будто некоторые аяты, которые сейчас есть в кораническом тексте, были отменены; и будто сам Мухаммад был безграмотный, поэтому нет гарантии, что писцы, которым он диктовал, делали записи правильно.

Основой исламского общественного устройства это вера в то, что Кодекс Жизни, полученный через Мухаммада и призванный направлять деятельность человека в правильное русло, может исходить от Бога и только от Бога. Небольшое отступление от этой веры разрушает всю структуру общественного устройства. Мы, мусульмане, верим также, что откровение ранее было дано Моисею и Иисусу, посланникам Бога, которые по своей сути есть то же послание, что и Коран. С другой стороны, мы верим, что Коран остается абсолютно неизменным. От начала до конца он точно такой же, каким был впервые открыт Мухаммаду. Если у кого-либо возникают малейшие сомнения по этому поводу, то для него Коран уже не будет основой "Дин" (Общественного устройства по Исламу).

Таким образом, заговор по созданию сомнений о тексте Корана и его собрания был самым пагубным. Не будем забывать, что неарабы, которые, несмотря на свое материальное превосходство, не смогли противостоять арабам-мусульманам на поле сражения, решили изменить свою стратегию. Они формально перешли в Ислам, но на самом деле использовали свой переход как средство, чтобы поколебать убежденность мусульман в истинности Корана.

Им удалось внедрить убеждение, будто "Дин" (Общественное устройство по Исламу) содержится не только в Коране, но и за его пределами. В результате, у них появилась возможность изменить всю концепцию основных посылов Корана. Воспользовавшись любовью и преданностью мусульман к Мухаммаду, они внедрили идею о том, будто хадисы находятся на одном уровне с Кораном. Вслед за этим они придумали хадисы о порядке и способах собрания аятов и сур Корана. Это уже открывало двери к отрицанию сохранности коранических аятов и сур, а также их последовательности, хотя Аллах взял на Себя сохранность Корана.

Давайте рассмотрим, можно ли считать такие хадисы подлинными. Сначала опишем соответствующие хадисы, а затем рассмотрим в свете Корана, насколько они правдивы. Существует книга под названием "Китаб аль-Масахиф", (автор Абу Бакр Абдулла ибн Абу Дауд Сулейман Сиджистани), в которой собраны все хадисы о собирании и составлении Корана. Эта книга используется в качестве стандартного справочника в этом вопросе. Приведенные ниже хадисы взяты из этой книги.

Коран был составлен не самим Посланником, а Зайдом ибн Сабитом по указанию Абу Бакра:

Предание (1) Ибн Абу Дауд передает от Зайда ибн Сабита: "Когда Ахль-Йамама были убиты в большом количестве, Абу Бакр (1-й халиф) послал за мной (за Зайдом). Умар тоже там был. Абу Бакр сказал, "Много чтецов (тех, кто знает Коран наизусть) убиты, и есть опасения, что Коран будет растерян. Я бы посоветовал как можно раньше собрать Коран". Я ответил: "Как я могу делать то, чего не делал сам Посланник?" Но они продолжали настаивать на этом, пока я не согласился. Так я начал поиски аятов Корана, написанных на листках бумаги, на камнях, на сухих листьях финиковой пальмы, а также искать тех людей, кто знает его наизусть, пока не остался только один аят, который часто читал Посланник, и он тоже был найден позже".

Предание (2) Ибн Абу Дауд передает от Урвы Ибн Зубайра: Когда было убито большое количество чтецов, Абу Бакр начал бояться того, что Коран может быть растерян. Поэтому он попросил Умара и Зайда ибн Сабита сесть у дверей мечети и собирать аяты Корана у любого, кто сможет привести по два свидетеля в подтверждение того, что эти аяты подлинные.

Предание (3) Ибн Абу Дауд со слов Абд Хайра передал, что он слышал, как Али сказал, что благословен Абу Бакр, который собрал аяты Корана. Коран был собран самим Абу Бакром, а Зайд ибн Сабит прочитал его только во второй раз.

Предание (4) Ибн Абу Дауд передает от Салама и Харджи, что Абу Бакр сам собрал Коран на бумаге и попросил Зайда ибн Сабита прочитать его во второй раз. Зайд отказался, но по настоянию Умара согласился. Составленные таким образом записи оставались у Абу Бакра до его смерти, потом их сменил Умар, а затем Хафса (дочь Умара и жена Посланника). Усман, став халифом, послал за записями, но Хафса сначала отказалась расставаться с записями, но позже согласилась, когда ей обещали, что записи будут ей возвращены. Таким образом, Усман переписав записи, вернул их обратно. Они оставались у Хафсы до тех пор, пока Омейядский халиф Марван не сжег их.

Составление Корана начал не Абу Бакр, а Умар, и завершил Усман Предание (5) Ибн Абу Дауд передает от Яхьи ибн Абдур-Рахмана ибн Хатаба, что Умар, решив собрать Коран, приказал всем тем, кто хранил у себя аяты Корана, собранные ими ранее у Посланника, представить их ему на основании двух свидетелей. Таким образом, он собрал все те листы бумаги, камни, деревянные таблички и листья финиковой пальмы, на которых были записаны аяты. После смерти Умара, работа по составлению Корана осталась незавершенной, и ее взял на себя Усман. В этот период Хузайма ибн Сабит оспаривал у Усмана, что он пропустил два аята, и в итоге эти аяты были переписаны.

Разногласия по тексту Корана во время халифата Усмана Предание (6) Ибн Абу Дауд передал от Язида ибн Муавия историю о том, что Абу Муса Ашъари и Абдуллах ибн Масъуд прочитали следующий аят Корана по-разному - один прочитал как "atimmu-l-hajja-wal-umrata-l-bayt", а другой как "atimmu-l-hajja-wal-umrata-lillah" (2:196).

Абдулла ибн Масъуд не согласился с назначением Зайда ибн Сабита переписчиком Корана. Предание (7) Ибн Абу Дауд передает от Ибрахима Нахаи, по его собственному авторитету, что Усман приказал уничтожить все версии Корана, кроме своей собственной. На это Абдуллах ибн Масъуд сказал: "О люди! Прячьте версии Корана, которые у вас есть, потому что любой, кто спрячет его, принесет его с собой в Судный День".
Предание (8) Ибн Абу Дауд передает от Абдуллаха ибн Утбы, что Абдуллах ибн Масъуд не согласился с назначением Зайда ибн Сабита писцом Корана и сказал: "О верующие! Меня отстраняют от задачи переписывания коранического текста и возлагают эту ответственность на человека, который даже не родился от своего неверного отца во время моего принятия Ислама".

Только представьте себе, как в этих хадисах ведут себя сподвижники, которых Коран описывает как (48:29) "милостивы между собой".

Предание (9) Ибн Абу Дауд передает от Ибн Шихаба Зухри, что когда сирийские и иракские мусульмане встретились в Азербайджане и Армении, возникли различия в соответствующих версиях коранического текста, которые читали эти два народа, и возникла опасность конфликта между ними. Халифу Усману объяснили, что среди мусульман могут возникнуть разногласия относительно текста Корана, подобные тем, которые существуют между иудеями и христианами относительно их собственных писаний. Усман был встревожен из-за этого и послал за записями, которые писал Зайд ибн Сабит по указанию Абу Бакра, и сделал их копии для распространения в разных частях страны. Но когда Марван стал правителем Медины, он послал за теми же записями к Хафсе, и чтобы чтобы избежать разногласий между мусульманами, приказал сжечь их. Хафса отказалась отдавать это наследие, но после смерти Хафсы эти записи все таки были сожжены.

Составление Корана во времена Усмана

Предание (10) Ибн Абу Дауд передает со слов Айюба: В период халифа Усмана учителя Корана отличались друг от друга в чтении текста, и эти различия передавались ученикам, настолько, что мусульмане стали называть друг друга неверными из-за этих различий. Усман предостерег их от этой практики и посоветовал им объединиться на одной версии. Поэтому по каждому возникавшему разногласию Усман часто посылал за определенным человеком, который, как он помнил, брал спорный аят непосредственно от Посланника. И в тех случаях, когда такой человек отсутствовал в каком-либо отдаленном месте, Усман записывал предыдущие и последующие аяты, оставляя пустое место для спорного аята, которое заполнялось по его прибытии, и только после того задание считалось выполненным.

Читатели могут следить за противоречивыми рассказами и подозрениями, которые возникают одно за другим в отношении текста Корана.

Предание (11) Ибн Абу Дауд передает со слов Ибн Саада, что Усман был обеспокоен тем, что люди выражали сомнения относительно текста Корана только через 13 лет после кончины Пророка. Поэтому он приказал им принести ему все, что у них есть относительно Корана. Они принесли листы бумаги и шкуры, на которых был написан Коран. После того как все было собрано, Усман сел внутри, приглашая мужчин по отдельности, и каждый из них заявлял под присягой, что принесенный им материал он собирал непосредственно у Посланника. После выполнения этого задания он спросил, кто среди них лучший писец и кто лучше всех знает арабский язык? Они назвали соответственно Зайда ибн Сабита и Саида ибн Аса. Усман приказал Саиду диктовать, а Зайду - записывать. Этот завершенный вариант Корана и был распространен среди людей.

Последовательность аятов Корана была установлена Усманом

Предание (12) Ибн Абу Дауд передает от Ибн Аббаса, что он указал Усману на то, почему он поместил суру "Бараат" вместе с сурой "Анфаль". Усман ответил, что он считал суру "Бараат" частью суры "Анфаль", и поэтому он (Ибн Аббас) не указал при жизни Посланника на то, что она не является частью суры "Анфаль".
Предание (13)
Ибн Абу Дауд передает от Абдул-Аъла ибн Абдулла, что после завершения работы над письмом Усман похвалил своих людей: "Вы хорошо поработали, но остались некоторые языковые ошибки, но их арабы могут исправить сами".

Изумительно, но даже после этого остались ошибки, которые Усман проигнорировал.

Предание (14) Ибн Абу Дауд передает от Акрама Таи. Когда записи после составления были представлены Усману, он заметил в ней некоторые ошибки и заметил, что если бы тот, кто диктовал, был из племени Бану Ханзил, а писец был из племени Бану Сакыф, то этих ошибок бы не было.
Предание (15) От Саида ибн Джабира передается, что в Коране есть четыре неправильных слова:
1- "As-Sabi'una" (5:69)
2- "Wal-Muqimeena" (4:62)
3- "Fa-assaddaqa wa akun minas-saaliheen" (63:10)
4- "inna hazani la-saahiraan" (20:13)

Предание (16) Урва передал, что когда он указал Айше (жене Посланника) на четыре ошибки, указанные выше, она ответила: "О мой племянник! Это писцы допустили эти ошибки".
Предание (17) Зубайр ибн Халид спросил Абана ибн Усмана об определенном аяте, и тот ответил, что он был неправильно написан переписчиками.
Предание (18) Халид ибн Айас ибн Сахра Абу Джахм рассказывает, что он прочитал записи, составленные Усманом, и указал ему на то, что они в 12 различных местах отличаются от записей, которыми владели жители Мадины. Чтобы устранить эти отличия, Усман подготовил копии своей версии для распространения, но и это не помогло, потому что, как упоминает Ибн Абу Дауд, даже те записи, которые были скопированы для отправки в разные города, отличались друг от друга в нескольких сотнях местах.
Но не только это, Ибн Абу Дауд указывает, что эти различия существовали не только при жизни Посланника, но и после него, и что нынешнее написание Корана - это тот Коран, который был окончательно исправлен Хаджаджем Ибн Юсуфом, который внес изменения в записи Усмана в 11 местах.

Короче говоря, эти хадисы говорят нам, что нынешняя версия Корана, которая есть у нас сегодня, не была составлена ни Посланником, ни его сподвижниками, но это всего лишь версия, исправленная Хаджаджем Ибн Юсуфом примерно через сто лет после Посланника. Это был период, когда начали записывать хадисы. Суть всего этого в том, что заговорщики хотят нам внушить, что текст Корана и хадисы находятся на одном уровне друг с другом в том, что касается их заботы, записи и окончательного оформления, и если чистота и подлинность хадисов вызывают сомнения, тогда то же самое можно сказать и о тексте Корана. Эти заговорщики хотят еще внушить, что настоящий текст Корана - это не тот, который продиктовал сам Посланник, а тот, который был окончательно исправлен Хаджаджем Ибн Юсуфом.

Это лишь краткая выдержка из книги "Китаб аль-Масахиф" Абу Бакр Абдулла ибн Абу Даудом из Багдада (230-316 г.х.) который пользовался большим уважением среди традиционалистов, народа и правительства Багдада.

Насколько сильно различаются и противоречат друг другу приведенные выше хадисы, очевидно. В том,:
- что Коран был составлен Зайдом ибн Сабитом по указанию Абу Бакра;
- что Абу Бакр собрал его сам, а Зайд ибн Сабит просмотрел его вторично;
- что собирание Корана было начато Умаром и завершено Усманом;
- что Коран был собран Зайдом ибн Сабитом, но только во время халифа Усмана;
- что порядок аятов Корана был составлен самим Усманом и т.д...

Все эти противоречивые хадисы приписывают сподвижникам Посланника, которые, согласно Корану, были самыми правдивыми людьми. Можно себе представить, какой яд эти хадисы могут влить в умы читателей против Корана и сколько подозрений они могут вызвать против чистоты и целостности Книги Аллаха. Если опираться на такие хадисы, то не останется никакой разницы между Кораном и современными версиями Торы и Евангелия, которые, как мы считаем, не являются первоначальными, открытыми Моисею и Иисусу. На основании этих традиций немусульманские востоковеды просят нас сегодня объяснить, как можно назвать Коран безопасной и неизменной книгой.

Ученый востоковед Артур Джеффри (Arthur Jaffery) собрал все эти разноцветные и противоречивые хадисы о составлении Корана в своей книге под названием "Материалы для истории текста Корана". В ней он особо отмечает, что не следует воспринимать в том духе, что его книга была составлена немусульманином. Авторитетом для него, по его словам, является не менее известная книга "Китаб аль-Масахиф". Так он попытался оспорить наше вероубеждение, что Коран, который есть у нас сегодня, является точно таким же, который был открыт Мухаммаду.

Этот конкретный заговор против Корана со стороны неарабов очень прискорбен, но, к счастью, сам Коран самодостаточен свидетельствует против него, разрушая мифы в этих заговорах. Еще более прискорбным является то, что наш мулла хранит эти рассказы как священную реликвию. Когда ему говорят, что такие рассказы не могут быть частью "Дин", потому что они не были переданы Посланником в виде надежно составленной книги, Мулла отвечает, "Ведь то же самое можно сказать и о Коране, так что Коран и Хадис находятся на одном уровне по целостности и сохранности".

Но, с другой стороны, аяты Корана настолько ясны, логичны и динамичны, что ни один аргумент Муллы или кого-либо еще не может противостоять им.