russian
April 6, 2022

Заговоры против Корана. (27)

МИСТИЦИЗМ

"...а монашество они выдумали сами. Мы не предписывали им этого..." (57:27)

ОПИСАНИЕ

Мистицизм, несмотря на то, что сам является чужеродным наростом на почве Ислама, глубоко пустил в него корни. В разных религиях для него использовалась разная терминология, но основная концепция, общая для всех, оставалась неизменной.
Для начала мы опишем значение слова "мистицизм", как его понимают некоторые известные авторы по этому вопросу, такие как Сидни-Спенсер Уоллер Т. Слейс и другие, а затем перейдем к описанию влияния, которое оно оказало на исламский образ жизни.

ТЕРМИНЫ "МИСТИКА" И "МИСТИЧЕСКИЙ" - Говорят, что слово "мистик" должно использоваться только для людей, имеющих "мистический опыт", а не для тех, кто интересуется, сочувствует или изучает этот вопрос. "Мистический опыт" и мистическое сознание - два синонима, но мистическое сознание считается лучшим термином. Говорят, что мистицизм не является парапсихологическим явлением и не включает в себя телепатию (передачу впечатлений от одного разума к другому без помощи органов чувств), телекинез (движение на расстоянии от двигательной причины или без материальной связи), предвидение ( предугадывание) и ясновидение (способность видеть то, что находится вне поля зрения). Мистики иногда заявляют о наличии у них таких особых способностей, но даже когда они это делают, они прекрасно понимают, что эти способности не являются частью их мистического опыта, а совершенно отличны от него. Такими способностями могут обладать мистики и, наоборот, даже самые великие мистики могут быть лишены их.
Может случиться так, что люди, которые являются мистиками, также склонны обладать парапсихологическими способностями.

Видения и голоса не являются мистическими явлениями...
И здесь снова кажется, что люди, которые являются мистиками, часто могут быть те, кто видит видения и слышит голоса. Подлинный мистический опыт не чувственен. Он бесформенный, бесцветный, без запаха и без звука. Видения и голоса не являются нечувственными. Но, по мнению других, это исключение видений и голосов из класса мистических явлений является лишь произвольным.
Мистическое сознание, говорят они, вообще лишено каких-либо ощущений, в нем нет ни понятий, ни мыслей. Это не чувственно-интеллектуальное сознание.
Мистическое сознание, утверждают они, не является чудесным или сверхъестественным. Это более высокая ступень сознания, порожденная естественным процессом эволюции.

СУТЬ МИСТИЦИЗМА - Мистический опыт может в некоторых отношениях иметь различные характеристики в разных частях света, в разные эпохи и в разных культурах. Тем не менее, существует ряд фундаментальных общих характеристик. Наиболее важная центральная характеристика, в которой сходятся все полностью развитые мистические переживания, заключается в том, что они связаны с постижением конечного нечувственного единства всех вещей, Единства, или Единого, к которому не могут проникнуть ни чувства, ни разум. Другими словами, Оно полностью выходит за пределы нашего чувственно-интеллектуального сознания.

Два основных отличительных типа мистических переживаний:
1. Экстравертивный мистицизм или Вахдат-аль-Шухуд
2. Интровертивный мистицизм или Вахдат-аль-Вуджуд.

Экстравертивный путь обращен наружу и через физические органы чувств смотрит на внешний мир и находит там Единого. Интровертивный путь обращен внутрь интроспективно и находит Единого в глубине себя, в глубине человеческой личности.
Экстравертивный мистик своими физическими чувствами продолжает воспринимать тот же мир деревьев, холмов, столов и стульев. Но он видит эти объекты преображенными таким образом, что сквозь них просвечивает Единство. Дерево похоже на камень, а камень на слона, черный цвет похож на белый, а белый на зеленый. Все вещи выглядят одинаково, но в то же время они различны. На самом деле это противоречиво. Но говорят, что парадоксальность является одной из общих характеристик всего мистицизма.

ОТНОШЕНИЯ С БОГОМ -
То, что одни мистики называют Единым, другие мистики часто отождествляют с Богом. Предполагается, что интровертивный тип опыта является полностью нечувственным и неинтеллектуальным, а экстравертивный опыт является чувственно-интеллектуальным в той мере, в какой он все еще воспринимает физические объекты, но является нечувственным и неинтеллектуальным в той мере, в какой он воспринимает их как "все одно". Те, кто отождествляет Единое с Богом, склоняются к пантеизму - учению о том, что Бог есть все, а все есть Бог, и, таким образом, склоняются к языческому поклонению всем богам.

ИНТРОВЕРТИВНЫЙ МИСТИЦИЗМ -
В этом типе, как говорят, человек выключает из своего сознания все физические ощущения 1*), затем пытается избавиться от всех чувственных образов в своем уме и, наконец, прекращает всякое мышление и рассуждения. Избавившись от всего эмпирического содержания ощущений, образов и мыслей, предположительно исчезнут и все эмоции, желания и воля 2*), поскольку они обычно существуют только как привязанности к познавательному содержанию 3*). Естественно предположить, что с исчезновением всех элементов сознания исчезнет и само сознание, и субъект заснет или потеряет сознание. Это полное подавление всего эмпирического содержания сознания - именно то, на что претендует мистик-интроверт. Он скорее утверждает, что происходит не исчезновение всего сознания, а исчезновение только обычного чувственного интеллектуального сознания и замена его совершенно новым видом сознания - Мистическим сознанием.

МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МИСТИКАМИ ДЛЯ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ЧУВСТВЕННО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ
Йоги Индии выполняют дыхательные упражнения, стремясь к самадхи. Самадхи - это индийское название мистического сознания. Его теория такова: практически невозможно или, по крайней мере, очень трудно остановить все ощущения, образы и мышление силовым актом воли. Однако, что очень близко к этому, так это сконцентрировать свое внимание на какой-то одной точке или объекте так, чтобы все другие мыслительные процессы постепенно исчезли, и не осталось ничего, кроме сознания одной точки. Если это удастся сделать, эта единственная точка сама исчезнет, потому что контраст необходим для нашего обычного сознания, а если остается только одна точка сознания, то нет ничего, что могло бы составить контраст с ней. Возникает вопрос, на какой единой точке следует концентрироваться? Простой способ - сосредоточиться на потоке собственного дыхания. Считайте 1,2,3 .... до 10, а затем начинайте считать снова. Продолжайте эту процедуру до тех пор, пока не достигнете желаемого результата. Второй метод - повторять в уме короткую формулу слов снова и снова, пока слова не потеряют всякий смысл. Конечно, пока они несут в себе смысл, ум все еще занят мыслью об этом смысле. Но когда слова теряют смысл, в подсознании не остается ничего, кроме монотонного звукового образа, и он тоже, как и сознание собственного дыхания, в конце концов исчезает. Мистики, которые следуют этой процедуре, обычно выбирают какой-нибудь религиозный набор слов 4*).

ОТДЕЛЕНИЕ -
Еще один момент, на котором мистики обычно настаивают в отношении духовной подготовки, это то, что они называют "отрешенностью", акцент на этом делается в разных религиях, то, что ищется, это отрешенность от желаний, или искоренение всех желаний.
Мистики говорят, что мир внешних проявлений не реален. Проявленные различия, воспринимаемые органами чувств, нереальны, это иллюзия или Майя. Истина приходит из внутреннего созерцания, а не эмпирически, и материя в отличие от духа не существует. Чем больше человек отдаляется от этого мира, тем больше он приближается к реальности, а когда полностью оставляет эту мирскую жизнь, то становится абсолютно близок к ней. Покорение индивидуального "Я", говорят они, достигается аскетизмом. Человек должен пройти практику "чилла" или "риязат", полностью отрезав себя от мирского окружения. Все, что вы видите после этого, - реально, остальное - нереально. По их словам, слова священного Корана, которые вы видите своими физическими глазами, также нереальны.

САМОСТЬ (НАФС) -
Они говорят, что недифференцированное единство - это "Я". Наше обычное повседневное сознание наполнено множественностью ощущений, мыслей, желаний и прочего. Эти разрозненные элементы удерживаются вместе в единстве, единстве единого разума или "Я". Согласно Упанишадам 5*), когда мы опустошаем все многочисленные содержимые этого единства Я, остается только само единство Я, изначальное единство за вычетом его содержимого. Это и есть Самость. Упанишады идут дальше: они всегда отождествляют индивидуальное Я с универсальным Я.
Все мистики утверждают, что мистическое сознание - это чистый мир, красота, радость и блаженство. Христиане называют его "Миром Бога". Буддисты называют его "Нирваной". Это положительная характеристика. Но в то же время говорят, что ничего не остается. Это отрицательный характер. Таким образом, это парадокс.


1*) Фундаментальные элементы нашего обычного сознания таковы - Мы можем представить себе как здание. Первый этаж состоит из физических ощущений - зрения, обоняния, слуха, вкуса, осязания и органических ощущений. Второй этаж состоит из образов, которые мы склонны считать ментальными копиями ощущений. Третий этаж - это уровень интеллекта, который является уровнем концепций. 2*) Исполнение воли. 3*) Познание - это способность к знанию (включая ощущения и понятия) в отличие от чувства и воления. 4*) Здесь мы можем понять значение "Тасбих" и практики "Вирд-и-Вазифа" среди мусульман. "Тасбих" - это повторение определенных слов Корана с прокручиванием или без прокручивания бусин на нити, бусины используются для счета. "Вазифа" - это повторение какого-либо коранического аята или его части, сидя в уединении. Позже мы увидим, насколько это противоречит динамичному учению Корана. 5*) Любой из различных трактатов, составляющих часть ведической литературы индусов и посвященных главным образом божеству, творению и существованию.